Сведений о праздновании восточными славянами Нового года в дохристианские времена не сохранилось. Но кое-что известно о Средневековье. Все славяне, как и народы Европы, праздновали дни зимнего солнцеворота («Солнце на лето, зима на мороз») начиная с 25 декабря. В христианской традиции это Рождество, у южных славян — Божич, «сын Бога». Две недели Святок делились на «страшные вечера» и «святые вечера»: самые темные дни и долгие ночи были страшны разгулом нечистой силы и ведьм, стремящихся усугубить тьму и похитить светила. Ужас перед нечистью преодолевался обрядами ряжения: славяне сами рядились в злых духов и зверей, выворачивая наизнанку тулупы, и разгуливали шальными толпами по домам — ряженые были не так страшны, как демоны, от них можно было откупиться подачками еды.

Обряды ряжения действительно восходят к первобытным временам и напоминают римские сатурналии, календы — к обозначению римских календ восходит и славянское обозначение вечеров накануне Рождества и Нового года — коляда. Задобрить подарками пытались и Мороза. Под влиянием русской литературы этот демонический персонаж превратился вместе с другим воплощением зимы, Снегуркой, в персонажа веселого праздника — то были романтизированные герои литературных сказок.

Рекомендуем по этой теме:
21897
Худший Новый год


Мелания Младшая

Воплощениями христианского Нового года, 1 января по новому стилю, стали христианские святые Василий Великий и Меланья (Маланка), которые поминались в новогодние дни. Они были ответственны и за пиршество, которое сопровождало новогодний праздник, — недаром пиршественное изобилие вошло в поговорку про «Маланьину свадьбу». Василий Великий (Кесарийский) считался покровителем свиней. Кесарийский поросенок, в крайнем случае студень, был главным блюдом на праздничном столе.

Встреча Нового года должна была предвещать достаток в наступающем году, но вот вставать после обильного пира нужно было рано — для встречи нового солнца, чтобы не пролениться весь год.