Звезду 2MASS J18082002-5104378 B называют одной из древнейших во Вселенной. Ее возраст — около 13,5 миллиардов лет. Этот красный карлик из двойной системы 2MASS J18082002-5104378, которая расположена в созвездии Змееносца на расстоянии 407 световых лет от нас, практически полностью состоит из вещества, образовавшегося после Большого взрыва. В нем содержится очень мало тяжелых элементов.

Крошечная древняя звезда с массой 0,14 Солнца располагается в тонком диске Млечного Пути. Звезды в этом регионе формируются на сравнительно поздних стадиях формирования галактики. Солидный возраст 2MASS J18082002-5104378 B заставляет астрономов предположить, что Млечный Путь на 3 миллиарда лет старше, чем считалось ранее. Считается, что первые звезды во Вселенной были очень массивными и не дожили до сегодняшнего дня, но этот объект показал, что древние звезды с низким содержанием металла могли быть маленькими и легкими.

Первые звезды Вселенной после Большого взрыва полностью состояли из водорода, гелия и совсем небольшого количества лития. В недрах этих звезд сформировались более тяжелые элементы — металлы, которые распространились по Вселенной после взрыва сверхновых. Следующее поколение звезд содержало тяжелые элементы, которые, в свою очередь, преобразовывались в еще более тяжелые. И таким образом металличность звезд во Вселенной возрастала с каждым новым поколением.

Почему зажигаются звезды?

К древнейшим звездам нашей Галактики относят также HD 140283, известную как звезда Мафусаила. Ее возраст составляет около 13,3 миллиарда лет. Предполагается, что звезда, расположенная примерно в 190 световых годах от Земли, родилась в карликовой галактике, которую Млечный Путь поглотил более 12 миллиардов лет назад. Звезда Мафусаила практически исчерпала запасы водорода в ядре, из-за чего ее яркость постепенно падает, поэтому ее относят к субгигантам. Однако состав 2MASS J18082002-5104378 B намного ближе к материалу, которым была наполнена Вселенная после Большого взрыва, прежде чем он был преобразован несколькими поколениями звезд. Астрономы предполагают, что до наших дней дожило множество древних звезд с низкой металличностью, однако из-за их малых размеров и яркости их трудно обнаружить. Исследователи заметили 2MASS J18082002-5104378 B в 2014 году лишь благодаря ее более молодому и яркому компаньону.