Облака Кордылевского — два скопления космической пыли в точках Лагранжа (точках либрации) L4 и L5. Это точки в системе из двух массивных тел, в которых третье с пренебрежимо малой массой (например, космический телескоп или спутник связи) остается неподвижным относительно этих тел, не испытывая никакого взаимодействия, кроме гравитационного.

Впервые облака обнаружил польский астроном Казимеж Кордылевский в 1956 году. Он заметил светящиеся области вблизи точки Лагранжа L5 и предположил, что это может быть космическая пыль. Существование пылевых скоплений в точках либрации за несколько лет до этого предсказывал Юзеф Витковский. В 1961 году Кордылевский получил первые фотографии облаков, причем их форма и размеры отличались от тех, что астроном наблюдал ранее. По оценкам ученого, они очень легкие — всего 10 тысяч тонн, а их поперечный диаметр составляет около 10 тысяч километров.

Из-за того, что облака Кордылевского довольно тусклые, подтвердить их существование долгое время не могли. Во время миссий «Джемини-12», «Аполлон-14» и «Аполлон-16» точки Лагранжа фотографировали, однако запечатлеть облака не удалось. В 1991 году орбита японского спутника «Хитэн» проходила через L4 и L5, но аппарат не зафиксировал увеличения плотности космической пыли — предполагается, что спутник прошел в нескольких градусах от облаков. Из-за этого некоторые ученые оспаривали их существование.

Стрелец A*

В 2018 году астрономы из Будапештского университета смогли подтвердить открытие Кордылевского. Они построили компьютерную модель системы Земля — Луна — Солнце, включили в нее частицы космической пыли и проследили, как изменятся облака за 3650 дней. Кроме того, исследователи попытались показать, как будут выглядеть облака при наблюдениях с использованием поляризационных фильтров, которые выделяют из общего светового потока лучи с определенной ориентацией вектора. После этого астрономы получили изображение области в районе точки L5, очищенное от шумов и других артефактов, — данные соответствуют предсказаниям ученых и более ранним наблюдениям облаков.

О наличии космических тел в точках Лагранжа астрономам известно давно. Их называют по именам участников Троянской войны, описанных в «Илиаде», причем объекты в точке L4 обозначают именами греческих героев, а в L5 — именами защитников Трои. В системе Сатурна есть четыре так называемых троянских спутника, которые располагаются в точках L4 и L5. По этому же принципу располагаются троянские астероиды. Первые астероиды этого типа были обнаружены в начале XX века в системе Юпитера. Свои «троянцы» есть у Марса, Нептуна, Урана и Земли. В 2010 году был открыт первый и пока единственный известный околоземный троянский астероид 2010 TK7, который располагается в точке L4.