ПостНаука продолжает рассказывать о современных технологиях и компетенциях будущего в проекте «Банк знаний», подготовленном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка.

Изначально понятие «качество жизни» возникло на Западе в 1960-х годах как ответ на критику концепций общества потребления и тех подходов, которые при оценке успешности или неуспешности развития общества ориентировались на экономические показатели, в первую очередь на уровень жизни. В период социальных, экономических и экологических проблем, с которыми столкнулись западные индустриальные страны в 1960-х годах (загрязнение окружающей среды, нерациональное использование ресурсов, безработица, нарушение прав человека и многие другие), исследователи стали приходить к осознанию, что рост ВВП и уровень жизни не являются теми идеальными показателями, которые должны описывать жизнь общества и отдельного индивида. Таким образом, появился концепт «качество жизни», ориентированный на комплексную оценку различных, в том числе и нематериальных, сфер жизни общества. Он гораздо шире понятия «уровень жизни» и представляет собой более гуманистическое понятие, поскольку задает ориентиром развития гармоничное сочетание экономических и неэкономических составляющих.

Если говорить об измерении качества жизни, то на первоначальном этапе оно было достаточно простым и наряду с компонентами уровня жизни могло, например, включать плотность населения, уровень загрязнения окружающей среды, качество питания. Постепенно стали появляться достаточно объемные комплексные методики, сочетающие в себе множество различных показателей. К настоящему времени сложилось два глобальных подхода к оценке качества жизни: объективный и субъективный. Первый использует официальную статистику, а второй — субъективные оценки индивида или субъективное благополучие (subjective well-being). Эти два подхода не идентичны друг другу, и их оценки могут не совпадать друг с другом. Среди западных исследований можно отметить разработки Р. Винховена, Э. Динера, Р. Инглхарта, которые анализировали взаимосвязь объективного и субъективного подходов.

В Советском Союзе концепт качества жизни анализировали в рамках более общей категории «образ жизни». При комплексном описании советского образа жизни использовались четырнадцать показателей: труд и рабочее время, материальное благосостояние, социальное обеспечение и здравоохранение, жилищное обеспечение, свободное время и бытовое обслуживание, брак и семья, образование, культура, национальное отношение, ценностные ориентации, антиобщественные явления, транспорт и связь, окружающая среда. Были проведены три волны исследований: первая — в 1979–1981, вторая — в 1986–1987, третья — в 1990. Аналогом субъективного благополучия было понятие «социальное самочувствие». Это было комплексное описание того, что собой представляет советское общество и куда оно движется. После распада Советского Союза исследования в таких масштабах проводиться перестали. Тем не менее советские научные традиции внесли свой вклад и в современный лексикон. Наряду с субъективным благополучием термин «социальное самочувствие» до сих пор употребляется в российской социологической литературе. Термин «образ жизни» также можно встретить в статьях, но смысл его уже другой: он скорее ближе к понятию «стиль жизни».

Рекомендуем по этой теме:
3526
Интернет-исследования

Если говорить о современной практике, то сейчас есть целый ряд методик и индексов, оценивающих качество жизни. Например, «Индекс лучшей жизни» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представляет собой комбинацию из 11 различных аспектов жизни: жилищные условия, доход, занятость, социальные сети поддержки, образование, окружающая среда, гражданская активность, здоровье, удовлетворенность жизнью, безопасность, баланс досугового и рабочего времени. Как видно из описания, индекс предполагает одновременное сочетание и субъективных оценок, и объективной статистики. Индекс лучшей жизни позволяет построить рейтинг стран.

Есть и российские разработки. Одна из самых известных — это методика, разработанная С. А. Айвазяном, которая как раз реализует синтетический, комплексный подход, когда индексы качества жизни рассчитываются сначала как подындексы для каждой сферы, а затем как интегральные индексы. Эта методика позволяет проранжировать уже не страны, а регионы Российской Федерации. Но при ранжировании регионов РФ возникает одна довольно существенная проблема: для получения субъективных оценок нужны выборки, репрезентативные для каждого региона, а не для России в целом, а это очень дорого. В среднем, если общероссийская выборка составляет около 3000 респондентов, в каждом регионе нужно опросить минимум 500 человек. Если умножить это число на количество субъектов Российской Федерации, получается очень большая цифра. Для удешевления этого процесса необходимо, чтобы сбор региональных данных стал более дешевым. Сегодня этому способствуют онлайновые панели, но при их использовании возникает проблема с репрезентативностью.

Важно понимать, что сама идея исследований качества жизни состоит в том, чтобы измерять не только материальные потребности человека, но и весь комплекс его потребностей. Именно поэтому в поле зрения социологов находятся вопросы субъективного благополучия. Если оценивать только материальные аспекты или прибегать только к объективной статистике даже при описании нематериальных сфер жизни, это не будет гуманистической интерпретацией качества жизни в полном смысле этого слова.

Субъективное благополучие — это подход с точки зрения самого человека. В самом обобщенном виде он реализуется через измерение счастья и удовлетворенности жизнью. Такие вопросы очень часто задаются в рамках крупных межстрановых исследовательских проектов. Например, есть они во Всемирном исследовании ценностей, Европейском социальном исследовании, Европейском исследовании ценностей. Кроме этого, психологи разработали целый ряд шкал по оценке субъективного благополучия, например шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера.

Субъективный и объективный подходы необходимо использовать в комплексе, так как они дополняют друг друга. Например, по данным 6-й волны Всемирного исследования ценностей, одной из самых счастливых стран является Узбекистан, но уровень жизни там невысокий. Мы знаем, что есть объективный уровень неравенства, но в то же время есть и его субъективное восприятие. В обществе, где высок уровень объективного неравенства, но где люди считают это нормальным, такая ситуация не будет сильно снижать их субъективные оценки. В то же время высокий уровень неравенства нельзя считать нормальным явлением с точки зрения условий, которые необходимы для полноценного развития общества.

Рекомендуем по этой теме:
117821
Социология повседневности

Сегодня в исследованиях субъективного качества жизни имеется ряд лакун, которые предстоит заполнить. Например, пока нет четкого ответа, считать ли такие понятия, как «счастье» и «удовлетворенность жизнью», однопорядковыми явлениями. Есть ряд исследований, показывающих, что у них разные механизмы формирования, то есть на них влияют разные факторы. Однако во многих исследованиях эти категории комбинируются в один индекс, чтобы получить некоторый средний показатель. Такой подход тоже имеет логическое объяснение. Обобщенная оценка должна, с одной стороны, учитывать эмоции, которые человек испытывает по отношению к своей жизненной ситуации, и предполагается, что этот аффективный компонент отражает счастье. С другой стороны, нельзя не учитывать рациональное восприятие жизненных условий индивида. За этот когнитивный компонент отвечает удовлетворенность жизнью.

Еще одна недостаточно изученная область — роль относительной депривации в детерминации субъективного благополучия. В самом приближенном смысле относительная депривация основана на представлениях людей о том, что им необходимо для хорошей жизни и насколько их текущие условия этому представлению соответствуют. Очень ярко это иллюстрирует старая пословица «У одних щи без мяса, а у других жемчуг мелкий».