Неандертальцы — замечательное явление в истории человеческого происхождения. Неандертальцы — это некое альтернативное человечество, люди, жившие в Европе и Западной Азии (на территории Ближнего Востока до Средней Азии, Алтая включительно), которые развивались сравнительно изолированно и независимо на протяжении сотен тысяч лет, без каких-то особых связей с другими человечествами, которые в это же время существовали в других местах. Наши предки в это время жили в Африке, в Восточной Азии, а Европа и Западная Азия были территориями неандертальцев.

Неандертальцы появились из своих предков Homo heidelbergensis плавно и постепенно. Они могут считаться единственными суперкоренными европейцами. Предки неандертальцев первыми заселили Европу и на протяжении всех последующих столетий, тысячелетий и сотен тысячелетий существовали там. Неандертальцы за это время создали свои уникальные культуры: это мустье (мустьерская культура), хотя некоторое сапиенсы тоже ею пользовались, и культура микок. У них был свой образ жизни: неандертальцы были практически хищными. И по сути это самые хищные из всех приматов, какие только есть. Сегодня самые хищные современные популяции — это эскимосы, которые существуют на Аляске, в Гренландии — которые практически питаются только мясом. Они приближаются к уровню неандертальцев.

Антропогенез

Алексеев В. П. Гоминиды второй половины среднего и начала верхнего плейстоцена Европы // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. Труды института этнографии АН СССР, нов. сер., т.92, М., Наука, 1966, с. 143-181.

Неандертальцы уникальны тем, что их объем головного мозга был такой же как у нас, а, если считать определенным образом, то даже и больше, чем у нас, в среднем. Другими словами были индивиды побольше, поменьше, но в среднем у них величина была чуть побольше, чем у нас. Однако строение мозга у них было другое, он был более приплюснутый, с уплощенными лобными долями, очень широкий, с огромной затылочной долей. Череп был довольно своеобразный: огромные надбровные дуги, большие челюсти, но при этом не выступающие вперед, затылок резко выступающий назад. Неандертальцы отличаются своей приспособленностью к очень холодным условиям жизни, поскольку они жили во времена чередования ледниковий и межледниковий. Правда, как показывают палеонтологические реконструкции, большинство неандертальцев жило все-таки в условиях более-менее теплого климата. Но тем не менее они жили в достаточно холодном климате, при том, что культура у них была довольно низкая, отчего их тело приобрело такие гипертрофированные пропорции: очень широкие плечи, широкий таз, большая бочкообразная грудная клетка, мощная мускулатура. Ну, чем ближе форма тела к шару и чем оно мускулистее, тем лучше согреваться, тем меньше потеря тепла. Опять же, современные эскимосы максимально приближаются к этому варианту. Но неандертальцы были еще мощнее.

То есть неандертальцы были максимально приспособлены к своей среде обитания. Они жили, охотились тысячи лет. Причем они охотились на мамонта, шерстистых носорогов, бизонов, пещерных медведей, то есть на крупных животных.

Алексеев В. П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. М., Наука, 1978, 284 с.

Порядка 40 тысяч лет назад неандертальцев стало резко меньше. Хотя и до этого их было немного, поскольку неандертальцы были хищники, а их никогда не бывает много. Но, тем не менее, их стало очень мало. И последние неандертальцы, насколько это известно, вымерли порядка 28 тысяч лет назад. Но вот в интервале от 40 до 28 оставались очень небольшие разрозненные группки, в основном в труднодоступных районах гор: в Пиренеях, в Альпах, на Кавказе, на Балканах, то есть в самых горных труднодоступных областях. Видимо там, куда не дошли кроманьонцы, то есть люди современного строения, сапиенсы куда уже пришли в последнюю очередь. И в этом интервале времени от 40 до 28 тысяч лет неандертальцы замещаются кроманьонцами, нашими предками, сапиенсами.

Существует несколько концепций, что стало с неандертальцами, куда они делись. Есть три основные точки зрения. Первая точка зрения, главным автором которой считается Алеш Хрдличка — американский антрополог (хотя не он это придумал, но разработал в полной мере). Эта точка зрения гласит, что неандертальцы были нашими предками, что они были некой стадией эволюции, которая постепенно менялась, эволюционировала и стала в итоге группой кроманьонцев. Но, несмотря на то, что эта точка зрения в середине XX века иногда была даже доминирующей среди антропологов, с 70-х годов XX века она не считается актуальной и в настоящее время ее никто не придерживается.

Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., Наука, 1980.

Проблема в том, что морфологически неандертальцы уж очень сильно отличались от нас. И когда мы исследуем пещерные отложения, то видим резкую смену и по культуре, и по морфологии. У нас нет какого-то плавного перехода. То есть явно происходила смена. Возникла вторая концепция, что неандертальцы были буквально-таки истреблены кроманьонцами. Вопрос остается, как они это сделали, насильственно или нет. И никакого отношения к современному населению они не имеют. Такая точка зрения в конце XX века и в самом начале XXI века была доминирующей, но тем не менее, еще с 30-х годов XX века и в последующее время обнаруживались находки людей с промежуточными признаками, которые по части признаков вроде бы неандертальцы, а по части вроде бы кроманьонцы. Пример тому — Сен-Сезер во Франции, или Схул в Израиле, или Кафзех там же в Израиле. В этих районах они почти сапиенсы, но с неандертальскими признаками. Соответственно, возникла третья концепция, которая гласит, что неандертальцы могли все же метисироваться с современным человеком. То есть они были более-менее независимые, но какой-то генетический вклад в современное население они дали. Ну и вопрос был в том, когда и где они этот вклад дали. Эта точка зрения на самом деле существовала еще с XIX века, но вот как-то на третьих ролях она всегда была.

Неандерталец

Вишняцкий Л. Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества. Л., Нестор-История, 2010.

Уже в XX веке генетики расшифровали геном неандертальца. Но первые расшифровки генома неандертальца показали, что неандертальцы слишком сильно отличаются от нас. И, таким образом, утверждалось, что они никакого отношения к нам не имеют, то есть это совершено независимая линия эволюции, которая благополучно вымерла. Но когда был расшифрован (и постоянно он уточняется, буквально каждый год появляются новые статьи на эту тему) геном не только митохондриальный, но еще и ядерный, то выяснилось, что все ж таки у современного человека есть неандертальские гены, но распределены они крайне интересно, поскольку у субсахарских африканцев практически вообще нет неандертальских генов. А все остальное население планеты, мало того, что оно все целиком сводимо к одной восточноафриканской популяции в генетическом смысле, но еще и содержит от 1% до 4% неандертальских генов. Этот процент можно считать по-разному: по нуклеотидам, по аллелям. Скорее всего, поскольку неандертальская примесь примерно в одинаковом проценте встречается у европейцев, у китайцев, у австралийских аборигенов, у папуасов, у американских индейцев, то получается, что эта неандертальская примесь примешалась сразу при выходе кроманьонцев из Африки. То есть как только кроманьонцы вышли из Африки, тут же неандертальцы дали эту самую примесь. И примерно в равных процентах она есть везде. А большинство неандертальцев все ж таки исчезло без следа.

Дробышевский С. В. Достающее звено. Палеоантропы (неандертальцы и синхронные им)

Есть несколько концепций, почему они исчезли. Лестно думать, что кроманьонцы как-то превосходили неандертальцев интеллектом (физической силой точно не превосходили), тем более, что культура кроманьонцев была заметно лучше, чем у неандертальцев. Неандертальцев покосили природные катаклизмы. Одним из таких глобальных катаклизмов, который не столько подкосил, сколько создал неандертальцев, было извержение вулкана Тоба на Суматре. Грандиознейшее извержение, одно из самых мощных за всю историю планеты, после которого практически на два года наступила вулканическая зима. Это произошло 73,5 тысячи лет назад. В это время неандертальцы приобрели свои гиперарктические пропорции. Но численность их заметно сократилась. И в большей степени, может быть, неандертальцев подкосили другие извержения, гораздо меньшего масштаба, порядка 40 тысяч лет назад. Ну, чуть больше, 40-42 тысячи лет назад произошедшие. Извержения так называемых Флегрейских полей в Италии и извержение Казбека на Кавказе. Очень мощные извержения, которые с интервалом в 2 тысячи лет отравили почву, воздух, воду, и тоже была вулканическая зима, но в масштабах Европы и Кавказа, после чего констатируется сокращение видов копытных животных, вымирание, скажем, бизонов, и в том числе неандертальцев. Получается, что неандертальцы на самом деле не так уж сильно уступали кроманьонцам, но им просто не повезло с местом и временем. И когда кроманьонцы в очередной раз заглянули краешком глаза в Европу, они обнаружили, что там практически никого нет и можно заселяться на пустые территории. С другой стороны, существует такая версия, что расцвет верхнего палеолита (то есть эпохи первых современных людей, кроманьонцев, порядка 40-30-20 тысяч лет назад) связан с конкуренцией кроманьонцев и неандертальцев. То есть когда они сталкивались, они начинали конкурировать и, соответственно, и те, и другие пытались обогнать друг друга. Неандертальцы оказались менее удачными. А кроманьонцы, что опять же лестно думать нам, поскольку мы потомки кроманьонцев, опередили. И неандертальцы оказались у обочины эволюционной и благополучно исчезли. А кроманьонцы их заместили.

Неандертальцы Алтая

Дробышевский С. В. Предшественники. Предки? Часть V «Палеоантропы». 2-е издание. М., издательство ЛКИ, 2010, 312 с., илл.

В самое последнее время, в 2010-х года, были, в частности, исследования скелета неандертальского ребенка из Мезмайской пещеры на Кавказе сделаны питерскими археологами, антропологами, которые показывают, что в мезмайской пещере на численность неандертальцев, видимо, как раз капитальнейшим образом повлияли извержения вулканов. То есть это одно из самых сильных подтверждений катастрофической гипотезы вымирания неандертальцев. С другой стороны, есть стоянки в европейском Заполярье, которые показывают, что неандертальцы жили достаточно поздно, уже после этих катастрофических извержений. Может быть, какие-то группы неандертальцев сохранялись очень поздно, когда уже вся Европа практически была занята кроманьонцами. На самом деле археологические данные по разным регионам показывают немножко разную картину. На юге Европы, может быть, было массовое вымирание (не исключено, что и первые кроманьонцы там так же благополучно вымерли), а на севере, в Сибири, например, на Алтае, некоторые группы неандертальцев могли очень долго сохраняться. В Испании известна такая ситуация с «границей Эбро»: практически в одно и то же время на северном берегу реки Эбро жили кроманьонцы, а на южном жили неандертальцы — самые последние, но в очень плохих условиях (там были эдафические — сухие, засушливые — степи). И там доживали свой век последние неандертальцы. Выявление момента существования последних неандертальцев — это сейчас самый интересный момент в этой области.

Рогинский Я. Я. Внеевропейские палеоантропы // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. Труды института этнографии АН СССР, нов. сер., т.92, М., Наука, 1966б, сс.205-226.

Patte E. Les Neanderthaliens. Anatomie, physiologie, comparisons. Paris, Masson et Cie, 1955, 559 p.