Времена, когда динозавров считали медлительными ящерами, а в предках птиц числились крокодилы или четвероногие архаичные пресмыкающиеся (текодонты), ушли в прошлое. Сегодня эти представления сменило другое: птицы произошли от динозавров. Со стороны даже кажется, что новое теоретическое достижение, подкрепленное большим числом находок птицеобразных динозавров и мало отличных от динозавров птиц, получило всеобщее признание. Однако все известные факты свидетельствуют не столько о происхождении птиц от динозавров, сколько об их ближайшем родстве. Вот это и есть бесспорная истина, в рамках которой вполне можно выдвинуть и другие гипотезы происхождения птиц, например от общего с динозаврами предка. Как ни странно, но на фоне действующих представлений эта мысль, не выходящая за пределы здравого смысла, выглядит как минимум новой.

Проблема легко обнаруживается при попытке понять, кого и на каких основаниях палеонтологи относят к динозаврам, а кого — к птицам. Удивительно, но четких и недвусмысленных определений этих групп нет. Тех, кто думает, что птицы «рождены» для полета и поэтому надо принять в расчет особенности строения их передних конечностей и плечевого пояса, обычно останавливают напоминанием о существовании знаменитой первоптицы — археоптерикса (Archaeopteryx lithographica), жившего на территории Европы в самом конце юрского периода, то есть 150 миллионов лет назад. Он активно, то есть по-птичьи, скорее всего, никогда не летал.

Реконструкция археоптерикса в Музее естественной истории Оксфордского университета

С динозаврами также не все ясно. Еще не так давно их считали искусственным таксоном, в котором сосредоточены представители, не являющиеся близкими родственниками. В последнее время об этом подзабыли, но проблема осталась. В некоторых источниках она фигурирует под названием «истинные динозавры». К ним, видимо, можно отнести несколько подгрупп. Иногда они внешне напоминают птиц. Но не только. Нередко у представителей каждой такой группы обнаруживаются какие-то отдельные черты строения, свойственные птичьей организации. Что же это за группы?
Яйца динозавров
Прежде всего, это тероподы (Theropoda). Именно они на современном этапе числятся наиболее вероятными предками птиц. Среди тероподов даже известны формы, обладавшие оперенными крыльями для планирующего полета. Птицеобразность отмечается у еще одной группы — у птицетазовых динозавров (Ornithischa). Однажды их даже предлагалось зачислить в предки птиц. Попытка не получила признания. Тем не менее, в отличие от тероподов, птицетазовые динозавры имеют, судя по их названию, птицеподобное строение скелета таза. Теперь известно, что некоторые птицетазовые динозавры, как и тероподы, обладали перообразными покровными структурами и двуногим способом передвижения. Наконец, есть еще одна удивительная группа динозавров, которая сочетает в себе признаки тероподов и птицетазовых динозавров, — это открытые относительно недавно и пока загадочные альваресзавры (Alvarezsauria). Интересно, что первые их находки сенсационно были определены к птицам необычного облика. Когда ошибка была замечена, альваресзавров без лишнего шума переместили в состав тероподов, чего они опять явно не заслуживают.

В последние десятилетия наблюдается также бурный рост палеоорнитологических знаний с немалым числом научных сенсаций. Если не считать археоптерикса, который в свете новых открытий все больше напоминает оперенного динозавра, то выясняется следующее. Несомненные пернатые покорители воздуха становятся обычными с началом мелового периода, а к концу этого периода их мир приобрел существенное сходство с современным. Больше всего находок древнейших птиц обнаружено в Северо-Восточном Китае. Среди них есть археоптериксообразные формы, обладатели груза динозавровых черт и даже редкие еще птицы современного типа. Однако самая древняя птица обитала в конце триасового периода мезозоя, то есть 225 миллионов лет назад, в Северной Америке. Речь идет о протоависе (Protoavis texensis), или о протоптице.

Протоависа обнаружил в 1983 году на западе штата Техас (США) американский палеонтолог индийского происхождения Шанкар Чаттерджи. Он же в 1991 году представил научное описание своей находки. Древнейшая птица достигала размеров фазана, а деталями строения черепа, таза, шейных позвонков и, что очень показательно, плечевого пояса напоминала уже довольно прогрессивные формы. Ее остатки не лишены признаков оперения, о чем свидетельствуют бугорки вдоль заднего края длинных пястных костей. При этом кости передних конечностей короткие и тяжелые. Они явно ограничивали полетные способности.

Не все специалисты обрадовались открытию протоависа. За первой волной удивления последовали критические, иногда с перехлестом комментарии. Некоторые «скептики» кулуарно сознаются, что признание триасовой птицы обрушит уже сформировавшееся новое теоретическое здание. На какое-то время ее даже перестали упоминать. Но среди палеонтологов все же находятся «упрямцы», или признающие протоависа, или распознающие в коллекции его костей птичьи кости. В этом случае находка позволяет судить о главном — об одновременном появлении в палеонтологической летописи динозавров и птиц. Далее вывод о параллельном формировании сходства этих двух родственных друг другу групп по многим признакам строения скелета и покровов напрашивается сам собой.

Вот почему не только протоавис позволяет усомниться в тероподовой гипотезе. Проблема есть, например, в определении гомологии пальцев кисти тероподов и современных птиц, которая не находит полного ряда совпадений, чем создается повод для разного рода неоправданных спекуляций. Не обходится без таких же спекуляций в исследованиях по строению мозга динозавров, который, как оказывается, в целом имеет типичное для пресмыкающихся строение, отличное от очень специфичного мозга птиц. Особую тему составляют исследования в области покровов. Они указывают на то, что динозавры изобрели перо птичьего типа только в процессе собственной эволюции, в отличие от птиц, для которых формирование пера стало исходным и ключевым приспособлением. Список проблем тероподовой гипотезы происхождения птиц этим, конечно, не ограничивается.

Итак, за фасадом интереснейших палеонтологических открытий обнаруживается скрытый от посторонних глаз и постепенно вызревающий идейный кризис. В будущем он, несомненно, вскроется и будет преодолен, но не с помощью теоретических представлений тех или иных авторитетных ученых или исследовательских школ и не с помощью новейших компьютеризированных (то есть формализованных и математизированных) методов анализа родственных отношений, которые на поверку оказываются более спекулятивными, чем традиционный, по сути гипотетико-дедуктивный метод, а под влиянием достоверных фактов. Желательно, чтобы в этом качестве выступила новая птица юрского или триасового возраста.

Если такая находка в обозримом будущем появится, то тогда авторам и последователям тероподовой гипотезы придется вспомнить о старом и проверенном предыдущими поколениями исследователей эволюционном правиле. Оно провозглашает происхождение крупных биологических групп от неспециализированного предка. Нам это правило кажется вполне универсальным, но особенно показательным оно может оказаться в применении к происхождению птиц.