Под словом «звезда» не обязательно имеется в виду астрономический объект звезда, но любое небесное тело, видимое невооруженным глазом и при этом визуально перемещающееся по небу. Прилагательное «вифлеемская» указывает на место наблюдения близ древнего поселения Бейт-Лехем, которое в начале нашей эры произносилось как Бетлехем (греч. Βηθλεέμ).

 

Источники и описание

 

В евангельских повествованиях содержится рассказ о том, что «маги» (слав. «волхвы») пришли в Иерусалим с востока потому, что увидели на небе звезду необычайной яркости, которая перемещалась по небу. Следуя за звездой, маги приходят сначала в Иерусалим, а затем в Вифлеемскую пещеру, где родился младенец.

 

В нарративе Евангелия от Матфея (2:1-13) говорится следующее:

1: Маги пришли в Иерусалим.

2: Они спрашивали: «Где царь иудеев? Мы видели звезду на востоке и пришли поклониться ему».

7: Ирод испугался и тайно разузнал у магов о времени появления звезды.

9: Звезда, которую они видели, привела их к младенцу.

 

Вот оригинальный текст Евангелия от Матфея:

 

ἰδοὺ μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν παρεγένοντο εἰς Ἱεροσόλυμα 2 λέγοντες, Ποῦ ἐστιν ὁ τεχθεὶς βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων; εἴδομεν γὰρ αὐτοῦ τὸν ἀστέρα ἐν τῇ ἀνατολῇ καὶ ἤλθομεν προσκυνῆσαι αὐτῷ. 3 ἀκούσας δὲ ὁ βασιλεὺς Ἡρῴδης ἐταράχθη καὶ πᾶσα Ἱεροσόλυμα μετ’ αὐτοῦ, 4 καὶ συναγαγὼν πάντας τοὺς ἀρχιερεῖς καὶ γραμματεῖς τοῦ λαοῦ ἐπυνθάνετο παρ’ αὐτῶν ποῦ ὁ Χριστὸς γεννᾶται. 5 οἱ δὲ εἶπαν αὐτῷ, Ἐν Βηθλέεμ τῆς Ἰουδαίας· οὕτως γὰρ γέγραπται διὰ τοῦ προφήτου· 6 Καὶ σύ, Βηθλέεμ γῆ Ἰούδα, οὐδαμῶς ἐλαχίστη εἶ ἐν τοῖς ἡγεμόσιν Ἰούδα· ἐκ σοῦ γὰρ ἐξελεύσεται ἡγούμενος, ὅστις ποιμανεῖ τὸν λαόν μου τὸν Ἰσραήλ. 7 Τότε Ἡρῴδης λάθρᾳ καλέσας τοὺς μάγους ἠκρίβωσεν παρ’ αὐτῶν τὸν χρόνον τοῦ φαινομένου ἀστέρος, 8 καὶ πέμψας αὐτοὺς εἰς Βηθλέεμ εἶπεν, Πορευθέντες ἐξετάσατε ἀκριβῶς περὶ τοῦ παιδίου· ἐπὰν δὲ εὕρητε ἀπαγγείλατέ μοι, ὅπως κἀγὼ ἐλθὼν προσκυνήσω αὐτῷ. 9 οἱ δὲ ἀκούσαντες τοῦ βασιλέως ἐπορεύθησαν, καὶ ἰδοὺ ὁ ἀστὴρ ὃν εἶδον ἐν τῇ ἀνατολῇ προῆγεν αὐτοὺς ἕως ἐλθὼν ἐστάθη ἐπάνω οὗ ἦν τὸ παιδίον. 10 ἰδόντες δὲ τὸν ἀστέρα ἐχάρησαν χαρὰν μεγάλην σφόδρα. 11 καὶ ἐλθόντες εἰς τὴν οἰκίαν εἶδον τὸ παιδίον μετὰ Μαρίας τῆς μητρὸς αὐτοῦ, καὶ πεσόντες προσεκύνησαν αὐτῷ, καὶ ἀνοίξαντες τοὺς θησαυροὺς αὐτῶν προσήνεγκαν αὐτῷ δῶρα, χρυσὸν καὶ λίβανον καὶ σμύρναν. 12 καὶ χρηματισθέντες κατ’ ὄναρ μὴ ἀνακάμψαι πρὸς Ἡρῴδην, δι’ ἄλλης ὁδοῦ ἀνεχώρησαν εἰς τὴν χώραν αὐτῶν.

 

Слово, которое употреблено у Матфея для «звезды», — ἀστὴρ (в арамейском ему соответствует kawkhbha, примерное чтение — [кохва]) — обозначает вообще любой светящийся небесный объект, светило. На основании этого рассказа христиане восточной и западной традиции установили почитание магов, которые получили на Западе царское достоинство и имена Каспар, Мельхиор и Валтасар (Вифисарей). Их мощи находятся в нескольких немецких городах (Кельн, Мюнхен). На Востоке культ волхвов не был распространен. Кроме того, в IV веке возник новый праздник Рождества (Nativitas), который отделился от Богоявления (в I–III веках рождение Христа праздновали 19 января). Вифлеемская звезда стала символом этого праздника. На православных иконах Рождества Христова Вифлеемская звезда стала обязательным элементом изобразительной программы. В Западной Европе звезду стали связывать с рождественским деревом (Tannenbaum), исходно — пальмой, затем — елкой. В советское время Вифлеемскую звезду заменили красным пентаклем, символом коммунизма.

 

В истории о так называемых магах и звезде видна связь с иранским нарративом. Согласно иранскому преданию три сына Заратуштры (Зороастра), рожденные девой Виспатаурвари, приносят в ожидании спасителя мира (Саошианта) трехчастную жертву. Две части жертвы — из мира растений, а одна — от животных, причем «золото» тут толкуется как благовоние животного происхождения. Таким образом Персия и зороастризм оказали влияние на еврейскую легенду о рождении Спасителя.

 

В еврейском и арамейском языках есть разные слова для обозначения жрецов и волшебников, но тут было употреблено персидско-арамейское слово «магуша», то есть священник зороастризма (магупат). Эти маги были астрономами и астрологами (в древности эти занятия чаще всего совмещались). Таким образом, звезда — часть персидского логоса, составляющего глубинный слой истории про рождение царя иудейского. Астрономия и астрология в Древней Месопотамии были необычайно развиты, а Персия наследовала именно вавилонской традиции.

 

Вифлеемская звезда как астрономический объект

 

Вифлеемская звезда нередко рассматривается как астрономическое тело. Наиболее частая теория состоит в том, что маги видели соединение (визуальное совмещение нескольких ярких объектов). Такие соединения, как выяснили астрономы (Г. Кеплер и К. Кауфманис), имели место около рубежа эр. Так, Кеплер указывал на соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб 15 ноября 7 года до нашей эры и на соединение Юпитера, Сатурна и Марса в начале марта 6 года до нашей эры. Другие астрономы указали на соединение Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до нашей эры) и Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до нашей эры).

 

Другая гипотеза о Вифлеемской звезде видит в ней комету Галлея (13 год), другая комета (3 век, К. Ничолл) была наблюдаема 63 дня осенью в 12 году до нашей эры. Проблема тут состоит в слишком сильном хронологическом разрыве.

 

Иные астрономы предлагали рассматривать в качестве Вифлеемской звезды взрыв сверхновой в галактике Андромеда (Джероламо Кардано). Другая сверхновая звезда, вспыхнувшая близ беты Козерога, наблюдалась в течение 70 дней весной 5 года до нашей эры. Еще одна новая звезда была видна в созвездии Орион между 5 и 3 годами до нашей эры. Майкл Л. Молнар в своей книге, посвященной загадке Вифлеемской звезды, предложил в качестве объяснения двойное покрытие Юпитера Луной 20 марта и 17 апреля 6 года нашей эры в созвездии Овна, однако покрытие — это астрономическое явление, когда одно тело проходит для наблюдателя перед другим, заслоняя его часть. Едва ли Вифлеемская звезда может рассматриваться как покрытие.

 

Современная наука не может предложить до конца убедительного объяснения того, какое событие отражено в Евангелии от Матфея (гл. 2). Очевиден его иранский, точнее, иранско-месопотамский подтекст, в рамках которого и надо, скорее всего, интерпретировать этот «астрономический символизм». В терминах приближения к ответу можно сказать, что отраженный раннехристианской традицией иранский символ стал обозначать Христа вообще и его Рождество в частности. Датировка рождения Христа прямо зависит от нескольких событий, основным из которых остается Вифлеемская звезда.

 

M. Kidger. The Star of Bethlehem. AN Astronomer’s View. Princeton, 1999.

Hughes D. Star of Bethlehem. — 2001.

Burke-Gaffney W. Kepler and the Star of Bethlehem //Journal of the Royal Astronomical Society of Canada. — 1937. — Т. 31. — С. 417.