Что это: Один из самых известных примеров так называемых двойственных изображений, придуманный сто лет назад датским психологом Эдгаром Рубином (1886–1951). Это не единственное двойственное изображение, предложенное Рубином, и тем более не единственное известное к тому времени. Одним из первых примеров перцептивной неоднозначности, по всей видимости, был «куб Неккера», опубликованный шведским кристаллографом Л. А. Неккером в 1832 году.

Рекомендуем по этой теме:
17209
Чего мы не замечаем глазами?

А наиболее изученным считается изображение «Жена или теща», восходящее к открытке XIX века, воспроизведенное в карикатуре-ровеснице «вазы Рубина», но представленное психологическому сообществу американским экспериментальным психологом Эдвином Борингом только в 1930 году.



Двойственные изображения отличаются тем, что при неизменном воздействии на сетчатку человек в каждый момент времени видит один из двух (а иногда и больше) объектов по очереди: в случае «вазы Рубина» это либо профили, либо ваза, причем изменения могут происходить как произвольно, так и спонтанно, с определенной регулярностью.

Чем это интересно для науки: «Ваза Рубина» интересна в нескольких аспектах. Во-первых, она доказывает двойственную природу образа восприятия: в нем есть чувственная основа, определяемая внешним воздействием, и предметное содержание, которое мы вкладываем в образ на основе нашего прошлого опыта. Во-вторых, на материале «вазы Рубина» было впервые подробно проанализировано соотношение фигуры и фона — базовых понятий гештальтпсихологии. Фигура целостна и локализована в пространстве, фон аморфен и простирается за фигуру, при этом контур всегда принадлежит фигуре.

Фигура как будто выступает вперед на фоне — с этим связан один забавный феномен, возникающий при восприятии двойственных изображений и обозначенный в гештальтпсихологии как «гамма-движение»: когда мы перестаем видеть профили и начинаем воспринимать вазу, эта ваза как будто выдвигается на нас, а когда перестаем видеть вазу и начинаем воспринимать профили, на нас из фона выдвигаются они. В-третьих, двойственные изображения наряду с феноменом бинокулярного соревнования считаются одним из наиболее перспективных типов стимульного материала в изучении так называемых нервных коррелятов сознания — мозговых процессов, связанных с появлением субъективных переживаний. Когда внешнее воздействие неизменно (а значит, мозгу нет необходимости обрабатывать новую входящую информацию), в качестве нервных коррелятов сознания предлагается рассматривать активность мозга, взаимно однозначно связанную с обновлением субъективного опыта, то есть с переходом от одной трактовки образа к другой и обратно.

Зачем мне это знать: Прежде всего, чтобы не думать, будто бы мы видим в точности то, что воздействует на наши органы чувств. Даже имея дело с абсолютно однозначным воздействием, мы можем воспринять что-то другое в соответствии с нашим опытом, потребностями и контекстом — например, принять теннисный мяч за яблоко. А еще этот прием широко используется в изобразительном искусстве. В частности, его очень любил голландский художник М. Эшер, чьи работы можно разглядывать бесконечно. А к одному из юбилеев ныне действующей британской королевы была создана настоящая ваза, края которой — профили самой Елизаветы II и принца Филиппа, герцога Эдинбургского.