Что это: Литотрофы (буквально ‘питающиеся камнями’) — это микроорганизмы, использующие энергию неорганических соединений: водорода, сероводорода, аммония, металлов с переменной валентностью, а также других соединений, которые могут служить источником электронов. Окислителем, на который передаются электроны, может быть либо кислород, либо другие окисленные соединения: сульфат, нитрат, углекислота и прочие. При переносе электронов от энергетического субстрата к окислителю выделяется энергия, которую организмы запасают и используют в процессах метаболизма.

Чем это интересно для науки: Литотрофные микроорганизмы интересны для науки по ряду причин. Расширяются наши представления о возможностях живых существ; на основании знаний о современных литотрофах можно реконструировать первые экосистемы Земли, когда еще не было ни фотосинтеза, ни кислорода, ни органического вещества. Можно также представить себе жизнь на других планетах, существующую за счет окисления неорганических веществ, да еще и в условиях отсутствия кислорода.

Зачем мне это знать: Литотрофные микроорганизмы участвуют в глобальных циклах важнейших элементов на нашей планете: углерода, азота, серы, железа. Часто осуществляемые ими химические реакции могут оказывать большое влияние на окружающий мир. Например, серобактерии окисляют сероводород, образующийся в донных осадках; если бы этого не было, сероводород вступал бы в реакцию с растворенным в воде кислородом, делая водоем безжизненным.

Если вы хотите узнать больше о роли микроорганизмов в жизни нашей планеты и методах ее исследования, приходите на курс Елизаветы Бонч-Осмоловской «Основы микробиологии: роль мельчайших существ в жизни нашей планеты», который будет проходить 10, 12 июня и 14 октября в Академии ПостНауки.