Rating@Mail.ru

Маска Робеспьера

Сохранить в закладки
6043
Сохранить в закладки

Историк Дмитрий Бовыкин о попытках фальсификации образа Робеспьера и интересе к лицам персонажей Французской революции

Что это: Одна из посмертных масок, которые якобы были сняты с Робеспьера. Их известно некоторое количество: одни претендуют на то, чтобы быть оригиналами, другие признаются копиями. Однако проблема в том, что Робеспьер был гильотинирован, а тело сразу же захоронено. Это значит, что нужно было пробраться к самой гильотине или на кладбище и каким-то тайным, незаметным образом успеть сделать слепок с лица казненного. Вообразить это непросто, поэтому историки относятся к таким маскам крайне скептически.

Когда весной 1911 года открылись новые залы парижского музея «Карнавале» и в одном из них была выставлена посмертная маска Робеспьера, на музей обрушился такой град насмешек со стороны историков и прессы, что маску мгновенно убрали в запасники, где она хранится по сей день. С тех пор принято считать, что подлинными слепками, сделанными с лица Робеспьера, мы не располагаем. Восковые же фигуры, сделанные современниками, безусловно, существовали, а мадам Тюссо даже утверждала, что собственноручно сняла слепок с лица Робеспьера после его казни, отправившись на кладбище, где его должны были захоронить. Однако кладбище, названное ею в мемуарах, было совсем не то, куда отвезли тело Робеспьера.

Чем это интересно для науки: Не только тем, кто интересуется историей, но и ученым всегда было интересно знать, как выглядели те или иные исторические личности. Осенью 2013 года история с масками Робеспьера вызвала новую волну дискуссий в научном сообществе. Филипп Фроеш, директор студии «Visualforensic», представил в Музее естественной истории в Экс-ан-Провансе реконструкцию лица Робеспьера, сделанную на основе одной из его посмертных масок. Публике было продемонстрировано некрасивое, испещренное оспинами лицо, а позднее врач, сотрудничавший с Фроешем, заявил, что может поставить Робеспьеру и медицинский диагноз, объясняющий его пассивность в последние недели перед смертью, — якобы это самый ранний из известных науке случаев заболевания саркоидозом. Разразившийся скандал показал, насколько тема Французской революции остается актуальной для французского общества: он был не менее бурным, чем за век до того. Многие известные историки революции заявили о том, что аутентичность использованной Фроешом маски находится под большим вопросом и что подобные непроверенные реконструкции скорее вредят науке, нежели помогают ей.

Зачем мне это знать: Вывод далеко не нов, но ситуация с посмертными масками Робеспьера лишний раз показывает, в какой степени то, что размещается в интернете, воспринимается как данность. Та же новость о реконструкции «истинного» лица Робеспьера мгновенно облетела весь мир, ее повсеместно обсуждали и комментировали. Интерес к истории, артефактам прошлого более чем велик. Однако без критического отношения к историческим источникам, без оценок профессиональных историков эти артефакты и новости только дезориентируют всех, кто увлекается историей.

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration