Что это: На фото гнездо ремеза. Это мелкая птица отряда воробьиных, довольно обычная для наших широт. Встречается по берегам водоемов, населяет всю южную часть Европы и юг Сибири, в России встречается вплоть до Ленинградской области. Считается, что ремезы — родственники синиц.

Ремезы делают свои гнезда из разных растительных волокон и пуха, например, ивы или тополя. Причем самцы обычно строят сразу несколько гнезд, а самка, выбрав лучшее, может помочь его достроить. Начинают обычно с создания кольца, которое крепят к веткам, потом постепенно его оплетают и делают узкий вход, что в итоге придает гнезду форму варежки или большого пальца. Процесс обычно занимает две недели.

Чем это интересно для науки: Это интересный пример гнездостроительства, такие варианты гнезд встречаются нечасто. Из наших птиц похожие гнезда вьет еще, например, иволга, но они располагаются высоко на деревьях. Гнездо же ремеза находится на высоте человеческого роста, поэтому заметить его проще — обычно оно висит над водой.

Основные функции гнезда — защита от хищников и создание благоприятного микроклимата, способного уберечь от плохих погодных условий. И если от хищников гнезда ремеза не всегда могут быть хорошо спрятаны, то тепло поддерживают идеально.

Зачем мне это знать: Инкубация — это очень затратный процесс. Это как если бы девушке 60 кг нужно было нагреть собственным телом четыре десятилитровых канистры воды до 30 °C и еще поддерживать эту температуру постоянно, причем в апреле или мае. Гнездо как раз решает задачу сохранения тепла, и именно гнездо в свое время позволило создать довольно крупные яйца и большую кладку, появилась возможность откладывать много яиц.

Например, если сравнить гнезда ремеза с гнездами одних из самых примитивных птиц — гагар, то у тех гнездо — это небольшая кочка среди воды, на которую отложено одно-два маленьких яйца. И фактически при насиживании гагара греет не только яйца, но и эту мокрую кочку и даже протекающую мимо речку. Соответственно, энергии на обогрев большой кладки у гагар не хватает.

Стремление к тепловому балансу в гнезде довольно древнее. Первые гнезда начали строить еще динозавры, когда откладывали яйца, и есть даже сведения, что они пытались регулировать температуру, либо защищая место от солнца, либо, наоборот, утепляя его.