Что это: В конце 1972 года экспедиция британского Общества по изучению Египта (Egypt Exploration Society), работавшая под руководством Дж. Мартина, нашла в северной части Саккара, в районе некрополя священных животных, небольшой фрагмент папируса с древнегреческим текстом. Эта полоса длиной около 13 см была отрезана от свитка около 36 см в ширину; текст на ней расположен в три строки, причем буквы первой верхней выше, чем двух нижних. Несмотря на краткость этого текста, известный папиролог-грецист Э. Тернер поспешил его опубликовать, не дожидаясь издания общего отчета экспедиции. Текст гласил: «(Приказ) Певкеста, (чтобы) никто не проходил (здесь). Помещение жреца» (Πευκέστου· μὴ παραπορεύεσθαι μηδένα· ἱερείως τὸ οἴκημα).

Чем это интересно для науки: О чем говорит этот короткий текст? Большая удача состоит в том, что Певкест, от лица которого он составлен, кажется, известен: как сообщает Арриан, Александр, покидая Египет весной 331 года до нашей эры, оставил стратегами размещенных там войск Певкеста, сына Макартата, и Балакра, сына Аминты (Arr. Anab. III. 5.6). Очевидно, этот папирус (один из первых известных нам грекоязычных документов в истории Египта!) фиксировал приказ, исходивший от одного из этих военачальников (видимо, командовавшего войсками в северной части Египта, включая Мемфис с его знаменитым некрополем в Саккара). По какой-то причине Певкест ожидал, что его воины станут вторгаться в помещение, принадлежавшее жрецу-египтянину (по его служебным обязанностям или как жилище), и запрещал это.

Антиковед Э. Тернер допускал, что такой запрет мог понадобиться из-за «экскурсий» греко-македонских воинов на территорию некрополя священных животных или из-за их размещения там. Иероглифические источники показывают, что, скорее всего, имело место второе: склонность чужеземных воинов обосновываться в храмовых владениях хорошо известна со времен первого персидского завоевания Египта в 525 году до нашей эры. Саисский жрец Уджахорреснет в своей биографической надписи специально ставит себе в заслугу, что ему удалось убедить персидского царя Камбиса изгнать своих воинов с храмового участка богини Нейт и снести построенные ими казармы. Согласно двум египетским надписям начала македонского времени, представителям элиты провинциальных центров Атрибиса и Гераклеополя пришлось столкнуться с такой же проблемой. Видимо, в столичном Мемфисе командующий войсками не хотел отказываться от удобного размещения своих воинов; однако он счел нужным избежать при этом инцидентов со жречеством и издал для этого специальный приказ. Объявления со ссылкой на него, видимо, были вывешены там, где это было необходимо, для нормального функционирования культа и спокойной жизни жрецов.

Зачем мне это знать: Согласно ряду античных свидетельств, относящихся к вступлению Александра в Египет в 332 году до нашей эры, его жители были рады приветствовать в македонском царе своего освободителя от гнета персов. Найденный британскими археологами документ показывает, что эту радость было чему омрачать. Для напряженности и непонимания между греко-македонскими пришельцами и исконным населением Египта нашлись поводы с начала их сосуществования, и лишь от доброй воли новой чужеземной власти страны зависело предотвращение возникавших при этом (в том числе и на сугубо бытовой почве) конфликтов.