Финансовые операции на фондовых рынках могут привести как к сколачиванию, так и к потере крупных состояний в течение очень короткого периода времени. Такая динамика сопровождается серьезными драматическими переживаниями людей, вовлеченных в данные операции. Неудивительно, что мировой кинематограф часто обращается к сюжетам, в которых главные персонажи совершают крупные финансовые операции, меняющие их судьбы и судьбы людей, связанных с ними.

Финансовый кризис 2008 года, начавшийся в США и быстро распространившийся на другие страны, поломал судьбы многих людей, которые зачастую не были напрямую вовлечены в операции на фондовых рынках. Например, после краха рынка ипотечного кредитования многие американцы были выселены из домов, которые они приобрели по ипотеке с плавающей процентной ставкой в докризисный период. Такие общественные потрясения нашли отражение как во множестве литературных произведений, так и в голливудских фильмах.

1

Предел риска (2011)

Режиссер: Джей Си Чендор

«Предел риска» — один из лучших фильмов о финансовом кризисе 2008 года. Основные события фильма происходят в течение одной ночи и повествуют о том, как крупный инвестиционный банк решает распродать рисковые активы, связанные с ипотечными финансовыми бумагами. Гениальность этого фильма заключается в том, что в очень сжатом материале показано взаимодействие разных служб внутри банка, таких как отдел исследования риска, отдел продаж, отдел трейдинга, и руководящего звена банка в лице харизматичного главного исполнительного директора. Завязкой фильма является доведение до начальства молодым аналитиком информации о том, что при правильном расчете фундаментальной стоимости активов, торгуемых банком, их стоимость будет значительно ниже текущей рыночной и что, если остальные участники рынка проведут такие же расчеты и переоценят эти активы, банк обанкротится.

Драматизм ситуации добавляется тем, что эти расчеты были произведены только что уволенным старшим коллегой аналитика. Последующее принятие решений на разных уровнях руководства банка очень интересно показывает, как функционируют финансовые институты и как взаимодействуют люди, работающие там. Для широкой публики фильм в очень понятной форме иллюстрирует причину ипотечного кризиса в США 2008 года. Фильм также интересен для просмотра из-за блестящих актерских работ Кевина Спейси и Джереми Айронса.

2

Игра на понижение (2015)

Режиссер: Адам МакКей

«Игра на понижение» представляет собой очень детальное исследование динамики финансового кризиса 2008 года и предшествовавших ему событий. Фильм изобилует финансовой лексикой, и авторы даже сделали несколько вставок, в которых известные люди популярно объясняют, о чем идет речь.

Данная картина основана на трех историях, в каждой из которых участники финансового рынка пришли к выводу, что ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, значительно переоценены рынком и должны потерять свою стоимость. На ликвидном фондовом рынке в ситуации, когда игрок уверен в скором обесценении актива и играет на понижение, он использует так называемую короткую позицию. При данной стратегии он занимает у кого-либо переоцененный актив, продает его по высокой цене, а затем при падении стоимости выкупает актив по более низкой цене и возвращает его первоначальному владельцу. Разница в продаже актива по более высокой цене и выкупа по более низкой составляет прибыль участника рынка, играющего на понижение. В ситуации с ипотечными ценными бумагами игроку, уверенному в их скором обесценении, трудно исполнить эту торговую стратегию ввиду низкой ликвидности данного вида ценных бумаг. Тем не менее финансовые рынки нашли способ играть на понижение с данным видом ценных бумаг. Участник рынка, уверенный в обесценении бумаг, обеспеченных ипотекой, покупает так называемый кредитный дефолтный своп на ипотечные ценные бумаги. При заключении данного контракта, если стоимость ипотечных ценных бумаг на рынке падает, другая сторона кредитного свопа платит сумму, зависящую от величины падения цены актива, участнику рынка, играющему на понижение. Соответственно, если стоимость ипотечных ценных бумаг на рынке растет, то уже участник рынка, играющий на понижение, платит положительную сумму другой стороне контракта.

Драма фильма заключается в том, что главные герои фильма правильно рассчитали низкую фундаментальную стоимость ипотечных ценных бумаг и заняли короткую позицию через кредитные свопы, но сделали это слишком рано. Более года от того момента, как они сыграли на понижение, и до развязки кризиса рыночная цена бумаг, обеспеченных ипотекой, росла, что вынуждало их платить по своп-контрактам и нести постоянные убытки. Следует отметить, что одна из трех историй, рассказанных в фильме (герой Кристиана Бейла), основана на реальных событиях. Фильм хорошо снят, и кроме развлекательной он несет образовательную функцию и знакомит зрителя с работой финансовых рынков.

3

Уолл-стрит: Деньги не спят (2010)

Режиссер: Оливер Стоун

Фильм режиссера Оливера Стоуна, получившего несколько «Оскаров», является продолжением блокбастера 1987 года «Уолл-стрит». Если фильм 1987 года фокусировался на проблемах корпоративного рейдерства и инсайдерской торговли, актуальных для того времени, то фильм 2010 года обращает внимание зрителя на сговор крупных финансовых институтов и участие регулятора в их спасении за счет денег налогоплательщиков. Главным героем обоих фильмов является вымышленный персонаж Гордон Гекко (Майкл Дуглас) — автор популярной фразы «Greed is good», что в переводе означает «Жадность — это хорошо». Фильм 1987 года завершается тюремным заключением главного героя, а фильм 2010 года начинается его выходом на свободу. В данном фильме очень хорошо проиллюстрировано то, что финансовый кризис — это трагедия для одних и в то же время громадная возможность разбогатеть для других. Также следует отметить, что, в отличие от предыдущих двух фильмов, в данной картине присутствуют традиционные для Голливуда отсылки к семейным ценностям. Работа и деньги — это не все в этой жизни, есть еще и семья.

4

Волк с Уолл-стрит (2013)

Режиссер: Мартин Скорсезе

Фильм еще одного великого режиссера Мартина Скорсезе, также получившего «Оскар», основан на реальных событиях взлета и падения известного трейдера Джордана Белфорта, сыгранного Леонардо Ди Каприо. Этот фильм является единственным в данном обзоре, в котором события разворачиваются в конце 1990-х годов, задолго до кризиса 2008 года. Фильм был снят по мотивам книги, написанной самим Джорданом Белфортом, и продюсировался на волне популярности разоблачения коррупции и мошенничества на фондовых рынках. Яркая личность главного героя является центральным фокусом картины, что было отмечено номинацией Леонардо Ди Каприо на премию «Оскар».

В данном фильме зритель не найдет хитроумных финансовых транзакций и сложных взаимоотношений между участниками финансового рынка. «Волк с Уолл-стрит» — это история подъема с самых низов: от торговли копеечными акциями (penny stocks) до выведения известной компании на первичное публичное размещение (IPO). Фильм изобилует вечеринками и показом яркой жизни главного героя.

С финансовой точки зрения интересным аспектом фильма является иллюстрация того, что если инвесторы готовы что-либо купить, то не очень скрупулезный, но убедительный продавец может это что-то им продать, невзирая на настоящую стоимость продаваемого актива. Оперируя копеечными акциями, главный герой фильма рано понял эту истину и направил свои организаторские способности на умелую продажу и раздувание стоимости активов. Следует отметить, что из-за большого количества ненормативной лексики фильм предназначен для взрослой аудитории.

5

Порочная страсть (2012)

Режиссер: Николас Джареки

Данный случай является ярким примером того, как русский перевод названия фильма в корне не отражает оригинального значения названия фильма. «Арбитраж» является финансовым термином и обозначает торговую стратегию, при которой участник рынка заключает несколько сделок на связанные активы на разных рынках. В случае с описываемым фильмом главный герой (Ричард Гир) является владельцем финансового фонда и одновременно вовлечен в несколько сложных жизненных ситуаций: продажу своего убыточного фонда крупному банку, криминальное расследование, проблемы в семье. Эти ситуации во многом взаимосвязаны, и от исхода одной из них зависит исход других. Английское название фильма отражает основную фабулу фильма, в которой герой, мастерски балансируя на грани краха, решает свои взаимосвязанные проблемы. К сожалению, российское название отражает суть только одной из проблем героя, пытаясь, видимо, обыграть репутацию типичного персонажа актера Ричарда Гира.

Кино снято увлекательно и должно понравиться большинству зрителей. Кое в чем российские переводчики были правы: средний зритель может и не придать большого значения финансовым операциям, проводимым главным героем фильма, и сфокусироваться только на его личностных отношениях и криминальной драме. Но зрителю, интересующемуся финансовыми аспектами, будет интересен процесс переговоров по продаже фонда и реакция покупателя, после того как он узнал о реальной стоимости фонда после его покупки.