Когда нам хочется узнать историю какого-нибудь природного объекта, мы, естественно, ищем современников той эпохи, в которую хотим углубиться. Каждый геолог знает, что чем глубже он заглянет в землю, тем более древних слоев достигнет. Примерно так же рассуждают и астрономы: когда нам хочется узнать историю нашей галактики, мы ищем объекты-современники этой истории.

Глядя на звездное небо невооруженным глазом, мы видим яркие звезды. Как правило, это звезды с действительно очень мощным излучением, а значит, они быстро расходуют свою энергию и живут недолго. Самые яркие существуют 10-20 миллионов лет — для космоса это один день. Когда мы смотрим на далекие и слабо светящиеся звезды, которые экономно расходуют свою энергию, мы знаем, что они старше. По их химическому составу и движению в Галактике мы узнаем о гораздо более глубоком прошлом.

Шаровые скопления

А где же найти современников рождения Галактики? Сохранились ли они? Скажем, нашей планетной системе примерно 5 миллиардов лет, нашей галактике — огромной звездной системе, содержащей примерно 200 миллиардов звезд, — около 12 миллиардов лет. Неужели за это время сохранилось что-то со столь давних пор, когда все это рождалось из космической пены, однородного вещества почти сразу после Большого взрыва? Оказывается, есть такие объекты, и астрономы их хорошо знают. Мы называем их шаровыми звездными скоплениями.

Вообще говоря, звездные скопления хорошо нам знакомы. Те, кто любит наблюдать небо, знают такой объект на зимнем небосводе, как Плеяды — маленькая кучка звезд. В зависимости от качества наших глаз, мы можем увидеть в ней пять или семь звезд. Если же астроном наведет на это место телескоп, он увидит 300 звезд, а в хороший телескоп даже 350. На фотографиях же их более 1000. Это звезды-родственники, они родились вместе из одного большого облака газа и вместе живут. Хотя и недолго: такое скопление, как Плеяды, время от времени теряет своих членов. Звезды там как бы толкают друг друга своей гравитацией, поэтому иногда то одну звезду, то другую выталкивают из скопления в Галактику. Такие скопления мы называем рассеянными; все они молоды. Их довольно много: любители астрономии знают сотни, а профессиональные астрономы — тысячи.

Но среди звездных скоплений обнаруживаются и гигантские древние звездные города, населенные сотнями тысяч, а иногда миллионами звезд, которые сконцентрированы примерно на таком же пространстве, как от Солнца до нескольких его ближайших соседей. Представляете, как им там тесно? Иногда они даже сталкиваются, хотя и редко. Ничего страшного при столкновении звезд не происходит: просто они сливаются в один комочек. Вместо двух звезд получается одна.

Почему мы думаем, что это древние объекты? Во-первых, потому что они редко теряют своих членов. Гравитация там настолько высока, что просто так выбить оттуда звезду нелегко. Во-вторых, мы видим удивительную особенность химического состава таких скоплений. Дело в том, что, рождаясь, Вселенная была довольно просто устроена: водород, гелий и больше практически ничего. Сегодня мы с вами и то, что нас окружает, сделаны из всей таблицы Менделеева. Как родилось это вещество? В основном химические элементы, как говорят физики, «наварились» в недрах нескольких поколений звезд. Одно, второе, третье поколение прошло; каждое из них выбрасывало из себя синтезированные в ходе термоядерных реакций элементы, и сегодня их накопилось достаточно много. Значит, изучая химический состав звезды, мы можем сказать, из какого вещества и в какую эпоху она родилась. Звезды шаровых скоплений почти не содержат тяжёлых химических элементов. Они сделаны из практически чистого водорода и гелия, а значит, родились из того самого вещества, из которого более 10 миллиардов лет назад формировалась наша галактика.

Свойства двойных звезд

Исследуя шаровые скопления, мы довольно много узнали о том, как Галактика рождалась и жила. В частности, мы выяснили, что она формировалась из отдельных маленьких галактик, которые мы называем «строительными блоками». Каждая из них несла одно, два, три шаровых скопления, потом все это смешалось в одну кучу. Маленькие галактики размазались, как тесто, и сформировали большой пирог нашей галактики; но шаровые скопления, как изюминки в этом тесте, сохранили свою индивидуальность и продолжают летать по орбитам вокруг центра Млечного Пути. Мы исследуем эти орбиты и видим, как шаровые скопления принимали участие в жизни Галактики. Например, постепенно двигаясь по орбите, они замедлялись, теряли энергию — как спутник, затормаживаясь в атмосфере Земли, постепенно падает на нее. Шаровые скопления же падали в центр нашей галактики и там формировали ее плотное ядро. Сегодня на это замечательное место направлено множество телескопов, и мы видим там — ощущаем, я бы сказал, — гигантскую черную дыру.

Откуда она там появилась? Возможно, — пока это еще в процессе изучения — шаровые скопления привели туда маленькие черные дыры, из которых сформировалась одна большая. Потом она выросла до еще больших размеров, и сегодня в ней 4 миллиарда масс Солнца. Эта гигантская черная дыра, вообще говоря, еще может проявить себя и стать активной. Сейчас она довольно тихо себя ведет, но не исключено, что она может «включить» свою энергию, и тогда нам на Земле не покажется особенно уютно.

Шаровые скопления древние, а значит, планеты, которые существуют рядом с их звездами, намного старше Земли. Если на некоторых из этих планет есть цивилизации, то и они гораздо старше нашей. Связь с ними дала бы нам чрезвычайно много для тех любознательных, кто вообще интересуется устройством мира и социума, продвинутого по сравнению с земным. Возникает вопрос: а им-то, вообще говоря, интересно связываться с нами? Не уверен. Тем не менее мы уже послали сообщение о том, что мы здесь, на Земле, ждем контакта с цивилизациями шаровых скоплений: в 1973 году впервые было отправлено послание к одному из не самых далеких шаровых скоплений в созвездии Геркулеса. Мы надеемся, что хотя бы у некоторых из миллионов звезд, составляющих это скопление, есть планеты с разумными существами — такими, что еще используют радио для коммуникации, тогда они услышат наше послание. Радиосигналы идут туда несколько тысячелетий и оттуда столько же. Таким образом, мы сделали заготовку для своих потомков, которые, может быть, когда-нибудь услышат ответный сигнал.

В нашей галактике осталось еще около двухсот шаровых скоплений — не так много. И я бы был не против послать мощный радиосигнал к каждому из них в надежде, что когда-нибудь там нас услышат.

Есть ещё один интересный момент. Живя в такой плотной звездной куче, цивилизации шаровых скоплений наверняка наладили связь друг с другом, ведь там от одной звезды к другой свет идет не годы и столетия, как в окрестностях нашего Солнца, а всего лишь недели. Одно дело — ждать ответа годами, другое — неделю; это примерно как обмен бумажными письмами. Поэтому внутри каждого шарового скопления, если там есть хотя бы несколько цивилизаций, должен происходить интенсивный обмен радиопосланиями. Значит, есть смысл их слушать в надежде поймать их радиопереговоры. И в этом направлении тоже идет работа: уже несколько таких проектов по прослушиванию шаровых скоплений было осуществлено.

Пока мы не можем отделить те шаровые скопления, которые родились до нашей галактики, от тех, которые родились внутри неё уже в процессе ее жизнедеятельности. Для астрономов это очень важно: все равно как вести допрос тех, кто реально видел какое-то событие, и тех, кто услышал о нём чужие рассказы. Я думаю, что в ближайшие годы большие телескопы — а для этого нужны именно большие телескопы, ведь шаровые скопления очень далеко от нас и плохо видны — позволят нам разобраться, какое из скоплений является самым первым свидетелем формирования Галактики. Тогда мы его «допросим» с наибольшим пристрастием и узнаем наиболее верные и наиболее достоверные факты о рождении Млечного Пути.