Выживают и живут — это разные вещи. Выживают — это означает, что микробы способны выдержать какие-то условия, например крайне высокую температуру, но для комфортного существования и размножения им необходима иная среда. А живут — это самое интересное, это означает, что микробы при повышенной температуре лучше всего размножаются, она для них является абсолютно нормальной, даже оптимальной. Такие бактерии называются термофильными.

Сейчас известная нам рекордная температура, при которой могут жить микробы, — 122 °C. Такая высокая температура может быть достигнута только на глубине, где за счет гидростатического давления столпа жидкости вода, нагреваемая подводными горячими источниками, не закипает, оставаясь в жидком состоянии. Рост микроорганизмов в лабораторных условиях при 122 °C был установлен японскими учеными. Это представитель особой группы, так называемых метаногенов, которые растут в отсутствие кислорода, а в качестве источника энергии, то есть пищи, используют водород, образуя газ метан.

Поиски инопланетных геномов

Сведения о температуре выживания микробов, помимо чисто научного интереса, имеют и практическое применение. Часто нужно избавиться от микробов, и тогда проводят стерилизацию путем нагревания температуры до 120 °C. В подавляющем большинстве случаев при такой температуре микробы погибают, причем даже те виды, клетки которых превращаются в споры — особые, очень прочные образования. Но есть единичные виды, клетки которых выдерживают даже такие высокие температуры.

Это означает, что такие микробы могли попасть к нам из космоса и пережить прохождение через атмосферу. Мои коллеги провели эксперимент, запустив так называемый искусственный метеорит, прикрепленный снаружи к ракете, внутрь которого поместили определенное количество микроорганизмов. Практически все они погибли, но споры одного из видов пережили этот полет. Эти термофильные микроорганизмы гибнут при 130 °C, растут примерно при 57 °C, но их споры оказались способными пережить прохождение через атмосферу Земли.

Эти опыты демонстрируют правомерность существования гипотезы о том, что первые микроорганизмы могли попасть на Землю с другой планеты, из космоса. Это только гипотеза, которая еще ничего не доказывает, однако теперь мы знаем, что объективных препятствий для такого сценария в законах природы нет.

Если вы хотите узнать больше о роли микроорганизмов в жизни нашей планеты и методах ее исследования, приходите на курс Елизаветы Бонч-Осмоловской «Основы микробиологии: роль мельчайших существ в жизни нашей планеты», который будет проходить 27, 29 июня и 1 июля в Академии ПостНауки.