В современной России праздничная культура переживает бурные трансформации: одни праздники уходят из активного бытования, другие меняют свой смысл и формы празднования, третьи возникают и начинают пользоваться популярностью. В этих условиях Первое мая оказывается одним из немногих идеологически насыщенных советских праздников, которым удалось достаточно успешно адаптироваться к новым социокультурным реалиям и сохранить широкую популярность. Почему это произошло?

Строго говоря, по своему происхождению Первомай не является советским праздником: он возник еще в конце XIX века и исторически связан с борьбой рабочих за свои права, причем в этом отношении праздник имел интернациональный характер. Важно отметить, что с самого начала отличительной чертой этого праздника были публичные формы его отмечания: рабочие, которые боролись за свои права, собирались на маёвки — своего рода несанкционированные митинги, которые в целях конспирации часто проводились за городом. Так как праздник приходился на конец весны, когда в большинстве европейских стран уже достаточно тепло, проведение праздничных мероприятий на открытом воздухе было достаточно удобным.



С первых лет советской власти Первомай (первоначально День Интернационала) как один из традиционных рабочих праздников получил статус государственного, а его празднование начало активно внедряться на всех уровнях. По времени проведения Первомай, получивший статус одного из главных советских праздников, явно конкурировал с Пасхой, а первомайская демонстрация, одна из главных официальных форм празднования, во многом была организована по принципу крестного хода, где функцию икон выполняли портреты коммунистических вождей. По формам празднования весенний Первомай был зарифмован с осенним Днем Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября), когда тоже проводились массовые демонстрации, однако обычно выгодно отличался от этого праздника по погодным условиям, так как в начале мая участвовать в праздничных мероприятиях на открытом воздухе комфортнее, чем в начале ноября.

Если в первые годы советской власти Первомай многими жителями воспринимался как навязанный праздник, который отмечается исключительно в формате официальных торжеств, то позднее начали складываться и неофициальные традиции его празднования. Как правило, организованная официальная часть (первомайская демонстрация) проходила в первой половине дня, после чего колонны участников празднования рассеивались, и все желающие получали возможность продолжить отмечать праздник в более неформальной обстановке. Если погода была благоприятной, то часто проводились застолья на природе: коллеги по работе, объединяясь в небольшие компании, могли устраивать что-то вроде пикников, где важную роль играло употребление алкогольных напитков.

В дальнейшем неофициальные формы отмечания Первомая начинали иметь все большее значение. С 1965 года выходным днем стало и 9 мая, после чего появилось устойчивое представление о «майских праздниках» как о некотором общем праздничном комплексе. Стремительный рост популярности дач привел к тому, что в городах майские праздники начали устойчиво восприниматься как идеальное время для дачных посадок (в зависимости от погоды туда могли ездить «на первые майские» или «на вторые майские»). В ситуации, когда из-за майских праздников получались «длинные выходные», распространение получали короткие туристические поездки (от «майских походов» до коротких экскурсионных туров), а также различные формы «празднования на природе». Одним из знаковых блюд во время таких застолий стали шашлыки, сам формат приготовления которых подразумевает нахождение на открытом воздухе.

В постсоветское время идеологические смыслы Первомая теряют свою актуальность, однако сам праздник сохраняет широкую популярность, в отличие от 7 ноября. День Великой Октябрьской социалистической революции сначала перестал широко отмечаться на государственном уровне, а затем и вовсе утратил статус выходного дня, когда в качестве альтернативы был сконструирован новый праздник — День народного единства (4 ноября). Первое мая сохранило свой статус, однако пережило своеобразный «ребрендинг»: теперь это не День международной солидарности трудящихся, а Праздник весны и труда.

Хотя советский формат первомайских демонстраций больше не поддерживается на государственном уровне, Первое мая продолжает восприниматься как оптимальное время для разного рода политических уличных акций (митингов, шествий и так далее). В 1990-е годы эти традиции поддерживали преимущественно различные коммунистические партии и движения, однако в последнее время на майские праздники проходят массовые мероприятия самого широкого спектра: от организуемых властями праздничных гуляний до таких неформальных контркультурных мероприятий, как монстрации.



В целом организованные формы отмечания Первого мая в настоящее время не слишком распространены, зато возникшие в советское время неофициальные форматы празднования переживают настоящий расцвет. В 2000-е годы в эпоху стремительного роста экономического благополучия у россиян с высоким уровнем доходов формируется традиция майских каникул: взяв отпуск в дни между майскими праздниками, они устраивали путешествие на полторы недели; все туристические компании готовили пакетные предложения специально по майские праздники.

Однако гораздо более популярным форматом проведения майских праздников продолжают оставаться поездки на дачу и пикники на природе, что в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве регионов России начало мая действительно является крайне удачным периодом для работы на огороде и застолий на открытом воздухе. Показательно, что в обществе регулярно возникают инициативы перенести на майские праздники часть выходных дней с новогодних каникул. Аргументы в пользу этого решения простые: во время длинных новогодних праздников основной формой досуга для большинства россиян оказывается череда застолий с бурными возлияниям, а в начале мая вариантов, как провести свободное время, гораздо больше.

Можно констатировать, что «праздник международной солидарности трудящихся» в постсоветское время практически полностью утратил свои политические смыслы, однако сохранил широкую популярность за счет удачной даты, которая в большинстве регионов России приходится на начало теплого сезона, и за счет развитых традиций неофициальных форм празднования, сформировавшихся еще в советское время. Среднестатистическому россиянину не очень понятно, что именно он празднует Первого мая и за что нужно поднимать тост, когда с друзьями сидишь на даче и ешь шашлыки. Но то, что именно так надо проводить Первое мая, для него не подлежит сомнению.