После работ Эдвина Хаббла в 20-х годах прошлого века стало окончательно ясно, что за пределами Млечного Пути существует множество далеких звездных систем — галактик. Их мир чрезвычайно разнообразен: от иррегулярных карликовых спутников до гигантских спиралей и эллиптических галактик. Туманность Андромеды и Магеллановы Облака видны на небе невооруженным глазом, а для обнаружения самых первых (то есть самых далеких) галактик строятся крупнейшие телескопы.

NASA/IPAC Extragalactic Database (NED)

О чем сайт: Крупнейшее собрание разнообразнейшей наблюдательной информации об известных галактиках: данные каталогов, цифровые изображения и спектры, выдержки из научных статей и сами статьи, калькуляторы космологических параметров и многое другое.

Не пропустить: NED Knowledgebase — развернутая энциклопедия по внегалактической астрономии и космологии: словарь терминов и подробные обзоры основных проблем от классиков до современности.

Кому смотреть: Рабочий инструмент профессионала-астрофизика, источник точной и актуальной информации для любителя астрономии.

HyperLeda

О чем сайт: Более рафинированная база данных, чем NED, с уклоном не столько в сбор разнообразной информации, сколько в однородность представленных характеристик.

Не пропустить: Огромнейшая коллекция исходных данных о вращении галактик, собраны результаты более чем из тысячи отдельных научных статей.

Кому смотреть: В основном тем, кому требуется работа с большими списками галактик, создание выборок по определенным правилам и так далее. Возможность SQL-запросов.

Galaxy Zoo

О чем сайт: Станьте одним из сотен тысяч волонтеров, рассматривающих и классифицирующих изображения галактик! Это не только помощь профессионалам в их статистических исследованиях галактической морфологии, но и реальная возможность обнаружить что-то принципиально новое. Волонтерами проекта открыт Объект Ханни (Hanny’s Voorwerp) и родственные ему туманности — следы былой активности галактических ядер, а также «зеленые горошины» (компактные галактики с мощным звездообразованием), новые галактики с полярными кольцами и так далее.

Не пропустить: Принципы, положенные в основу «зоопарка галактик», теперь используются в множестве других проектов ZooUniverse: от поиска выбросов из радиогалактик и протопланетных туманностей до подсчета пингвинов в Антарктиде. Появляются новые проекты, требующие внимательных волонтеров для анализа изображений.

Кому смотреть: Подходит всем, кто интересуется астрономией и готов внести свой посильный вклад в решение актуальных научных задач, одновременно расширяя свой кругозор.

Hubblesite newscenter

О чем сайт: Результаты космического телескопа им. Хаббла — пресс-релизы по разделу «Галактики». Впечатляющие изображения и новые открытия, популярное изложение и ссылки на оригинальные статьи.

Не пропустить: Новости на то и новости. Что-то неожиданное и интересное может появиться и в новых наблюдениях космического телескопа, и в анализе архивных данных.

Кому смотреть: Ориентация новостей больше на продвинутых любителей и научных журналистов.

The Illustris project

О чем сайт: Большой проект, посвященный численным расчетам космологической эволюции — формирования и дальнейшей жизни галактик, их скоплений и групп. Множество красочных изображений и видеороликов, сравнивающих реальную Вселенную с результатами моделирования на суперкомпьютерах.

Не пропустить: Результаты расчетов выложены в открытый доступ и используются различными командами астрофизиков. Новости и открытия могут быть весьма неожиданными — сейчас анализ результатов численных расчетов превратился в область науки, близкую к наблюдательной астрофизике, где сам объект наблюдений легче «пощупать» и осмотреть со всех сторон.

Кому смотреть: Рабочий инструмент для профессионалов, но форма представления результатов может быть эстетически привлекательна даже людям, далеким от космологии.