В апреле 2015 года на сайте журнала Journal of Virology была опубликована статья «Живые вакцины на основе вируса болезни Ньюкасла H7 и H5 защищают кур от заражения H7N9 или H5N1 вирусами птичьего гриппа» о новых вакцинах, которые защищают кур, а таким образом, и людей от птичьего гриппа. Один из авторов этого исследования, доктор Юрген Рихт из Колледжа ветеринарной медицины Университета штата Канзас, директор Центра борьбы с зоонозами и новыми инфекциями Министерства национальной безопасности США (CEEZAD), прокомментировал эту работу для англоязычного издания ИД «ПостНаука» Serious Science.

Что произошло

Новый вирус H7N9 возник в большой географической области в Китае, поразив миллионы кур, а также создавая опасность спорадических заражений человека. Вирус H5N1 распространился из Азии в Европу и Африку, результатом чего стали миллионы случаев гибели птицы и множество человеческих смертей. Наша работа показала, что, когда H7 и H5 белки гриппа введены птице вместе с рекомбинантной вакциной на основе вируса болезни Ньюкасла (NDV), куры полностью защищены, соответственно, и от H7N9, и от высокопатогенного вируса H5N1. Кроме того, у кур начинают вырабатываться подавляющие гемагглютинацию антитела против NDV, позволяя предположить, что также достигается защита от заражения вирулентными изолятами NDV. Эффективные вакцины H7N9 и H5N1 помогут контролировать распространение этих вирусов у птиц и избежать межвидовой передачи человеку.

Предыстория

Это независимое исследование от авторов из трех университетов важно, потому что иммунитета против подтипов вируса гриппа H7 или H5 нет ни у человека, ни у домашней птицы; не существует также эффективной вакцины против H7N9 для домашней птицы. Растет озабоченность тем, что вирус H7N9, который вызвал заражение уже более 500 человек и стал причиной почти 200 смертей, может инициировать пандемию. Кроме того, слабопатогенный вирус H7N9 может мутировать в высокопатогенный для кур. Для противопоставления чего-то риску для человека, диких животных и домашней птицы важна концепция «Единый мир — единое здоровье», в которой перспективы человека, животных и экологии интегрированы в жизнеспособную стратегию для борьбы с появившимся вирусом.

Обоснованием для использования вакцинного вируса болезни Ньюкасла «LaSota» в качестве основы для нашего вирусного вектора было то, что этот штамм NDV используется в качестве действенной вакцины с ослабленным живым вирусом от болезни Ньюкасла — очень заразной болезни птиц, которая может поразить более 250 видов птиц. Нашим сотрудником, доктором Адольфо Гарсия-Састре из Медицинской школы Икан на горе Синай, было показано, что штамм NDV «LaSota» является хорошим вакцинным вектором, в котором могут быть выражены различные чужеродные белки.

Перспективы

Высокопатогенный вирус птичьего гриппа (ВППГ) H5N8, возникший в Евразии, был недавно занесен в Северную Америку через тихоокеанский миграционный маршрут. Произошло смешение с североамериканскими низкопатогенными вирусами птичьего гриппа, породив новые химерные вирусы H5N8, H5N2 и H5N1 (так называемый H5Nx). На сегодняшний день вирусы H5Nx были зарегистрированы на тихоокеанском и центральном миграционных маршрутах, а также на миграционном маршруте Миссисипи. И H5N8, и H5N2 были причастны к последним вспышкам птичьего гриппа, которые привели к забою миллионов кур и индеек на Среднем Западе. Все вирусы, обнаруженные на сегодняшний день, имеют гемагглютининный ген вируса H5 (ГГ), полученного из монофилетической группы H5 2.3.4.4. Поскольку конструкт NDV-Н5, использованный для описанных выше исследований, был получен из индонезийского вируса H5N1 (принадлежащего к кладу H5 2.1.3.2), то, возможно, будет обеспечена лишь ограниченная перекрестная защита против вирусов H5Nx, циркулирующих в США (принадлежащих к кладу 2.3.4.4). Для того чтобы произвести вакцину для птицеводства США, мы находимся в процессе разработки NDV-векторной вакцины, которая будет содержать ген HA, полученный из вируса H5N2, выделенного из мяса домашней птицы в США. Также будут производиться тесты на эффективность с использованием этой новой вакцины NDV-H5 и контрольным заражением высокопатогенным вирусом H5N2.

Были проведены дополнительные исследования с использованием NDV «LaSota» в качестве вектора для доставки антигенов к млекопитающим. В этом контексте NDV был использован, чтобы ввести гемагглютинин свиного гриппа H3 свиньям. Свиньи, иммунизированные конструктом NDV-H3, были защищены от последующего контрольного заражения вирулентом вируса свиного гриппа H3N2. Это говорит о том, что NDV можно также использовать в качестве вакцинного вектора для других патогенов свиней и, возможно, других видов млекопитающих.

Стало необходимым лицензировать и продавать вакцину для использования в США, которая может противодействовать новым вирусам гриппа, по согласованию с Центром ветеринарных биопрепаратов Министерства сельского хозяйства США. Вакцинация предоставляет наиболее реалистичный и экономически эффективный инструмент для предотвращения будущих инфекций домашней птицы и, косвенно, для защиты здоровья человека. Для достижения этой цели мы работаем вместе с Avimex, мексиканской ветеринарной компанией и лидером на рынке вакцин для домашней птицы в Мексике, владеющей эксклюзивными правами и лицензиями на NDV-векторные технологии для применения в ветеринарии, полученными от Медицинской школы Икан на горе Синай.

И наконец, важно дать высокий приоритет как необходимым базовым исследованиям, так и применению этих фундаментальных исследований для предотвращения заболеваний людей и животных. Те из нас, кто проводит исследования возникающих зоонозных вирусов животных и человека, имеют веские аргументы для поиска адекватного финансирования и должны приложить все усилия в борьбе с одной из больших проблем, стоящих перед человечеством в этом столетии. Такое заявление может показаться претенциозным, но если наша работа препятствует обширной пандемии гриппа у животных и человека, то наша решимость будет оправдана.