Сегодня исследование экзопланет — это одна из самых быстро развивающихся областей астрофизики. Планеты у других звезд стали обнаруживать только в середине 1990-х. Всего за двадцать лет открыли несколько тысяч экзопланет, и есть более десяти тысяч кандидатов. Поэтому, кстати, писать книги по этой тематике — занятие неблагодарное: слишком быстро все меняется. Гораздо правильнее писать статьи и быстро размещать их в интернете. Поэтому поговорим мы не о книгах, а о сайтах.

Пятерка сайтов поможет нам узнать, как придумывают названия для экзопланет, на каких из них может быть жизнь, наконец, вы сможете сами построить красивые графики и таблицы, где все планеты стоят по росту или как вам нравится.

NameExoWorlds

О чем сайт: Начиная с 2015 года экзопланеты будут получать собственные официальные имена. На первый раз Международный астрономический союз придумал довольно хитрую процедуру, чтобы дать возможность большому числу людей, интересующихся астрономией, принять участие в этом процессе. Для реализации этого и был создан сайт nameexoworlds.org.

Не пропустить: На сайте представлены планетные системы, для членов которых сейчас можно придумывать названия и голосовать за них, а также подробно описана процедура. В будущем на сайте будут, разумеется, и списки поименованных экзопланет и звезд, вокруг которых они вращаются.

Кому смотреть: Подходит для всех, кто интересуется астрономией. На сайте будут проходить и новые голосования.

Habitable zone gallery

О чем сайт: При обсуждении возможности существования жизни на экзопланетах возникло понятие зоны обитаемости (habitable zone). Это область вокруг звезды, где не слишком холодно и не слишком горячо — так, что на поверхности планеты может существовать жидкая вода. Параметры зоны обитаемости определяются не только количеством энергии, получаемой планетой от звезды, но и свойствами атмосферы, так как ключевым фактором для поддержания нужного режима является парниковый эффект.

Не пропустить: На сайте представлены результаты расчетов зон обитаемости для различных систем с экзопланетами. Видно, какие из них попадают в эти зоны, а какие нет. Также приведены известные на сегодняшний день параметры экзопланет (массы и радиусы). В дополнение к этому авторы приводят много графического материала по экзопланетам.

Кому смотреть: Сайт будет интересен продвинутым любителям астрономии и профессионалам.

The Exoplanet Data Explorer

О чем сайт: Сейчас в мире есть два больших сайта по экзопланетам, содержащих полные каталоги этих объектов. Данный проект американский. На сайте представлена полная статистика по открытым экзопланетам.

Не пропустить: На сайте дается возможность сортировать планеты, выводить информацию графически и так далее. Графики легко нарисовать по своему вкусу, выбирая нужные параметры, и сохранять результат в нескольких форматах для дальнейшего использования. Таблица тоже может настраиваться.

Кому смотреть: Сайтом пользуются и профессионалы, и любители. Чтобы научиться пользоваться всеми его возможностями, нужно потратить некоторое время. Но некоторые из них непрофессионалам, скорее всего, и не понадобятся.

The Extrasolar Planets Encyclopaedia

О чем сайт: Это европейский экзопланетный портал. Мне он нравится немного больше американского. Кроме полной статистики, которая, на мой взгляд, удобнее организована, на сайте представлено большое количество разной информации: обзорные статьи и книги на разных европейских языках.

Не пропустить: Кроме того, можно работать с библиографией по экзопланетам (хотя поиск по ней, на мой взгляд, очень ограничен, и если не интересоваться обзорами или отчетами, то лучше пользоваться базой NASA ADS). Также проект дает возможность делать рисунки и диаграммы по своему выбору. Сохранить рисунки можно в формате png.

Кому смотреть: На мой взгляд, для простых целей и неопытного пользователя этот сайт более дружелюбен, чем предыдущие.

Планетные системы

О чем сайт: Пожалуй, лучший сайт по этой тематике на русском языке. Поддерживают его астрономы-любители. Проект существует уже много лет и пока становится только лучше.

Не пропустить: На сайте есть и полная статистика по экзопланетам, и свежие новости, и большие обзорные статьи (в том числе и по Солнечной системе). Новости пополняются регулярно и написаны на хорошем уровне.

Кому смотреть: Если у вас с английским не очень, то знакомство с миром экзопланет лучше начать с этого сайта.