Русский европеизм — историко-культурное и философское понятие, характеризующее умственное движение в среде русского образованного класса периода XIX — начала XX века, социальную базу которого составляют аристократия и просвещенная бюрократия, творческая и разночинная интеллигенция, часть буржуазии. Русский европеизм обозначил собой попытку решения основной историософской проблемы России, два главных ее вопроса — культурной и политической идентичности.

Суть русского европеизма заключается в интеллектуальной авторизации и персонализации ценностей европейского модерна в творческом и социальном (культурном) опыте талантливых представителей русского образованного общества. Русский европеизм имеет ярко выраженный культурно-просветительский вектор, не менее значим он и как идейная основа культурно-политической модернизации социального порядка в России, его либерализации.

Русские европейцы исходили из фундаментальной посылки, что в основе христианской европейской и русской культуры лежит метафизика свободы. Ее богословская трактовка связана с обнаружением действий Святого Духа в реальности жизни человека и общества. Если европейская цивилизация этот опыт опосредовала культурным и социальным творчеством, выстроив срединное пространство отношений между индивидом и обществом, сбалансировав интересы различных социальных групп и скрепив их общественным договором и правом, то русская цивилизация этой границы между метафизической и социальной реальностью не обозначила. Лишь позже, в XIX веке, это пространство «между» стало выстраиваться в творчестве русских писателей, композиторов, историков, философов, публицистов, знаменовав собой классический период развития культуры. В этом смысле великая русская классика стала самым убедительным воплощением европейской идентичности России.

Рекомендуем по этой теме:
КУРС
История русской философии
14 материалов

В истории России культурно-творческая линия русского европеизма восходит к А. С. Пушкину, культурно-просветительская и образовательная — к Н. В. Станкевичу. Политическая проекция европеизма и философии свободы нашла свое воплощение в интеллектуальной и политической биографии ряда выдающихся представителей русской мысли — в линии продуктивного синтеза ценностей национальной культуры и европейских гражданских институтов. Так, опыт российского реформатора-законоведа М. М. Сперанского, не выходя за пределы монархической конструкции власти, способствовал рационализации системы управления, скрыто обозначая правовой предел полномочий трона, что логически и неизбежно должно было привести к его десакрализации.

Один из самых острых и блестящих русских умов, наследник богатейшей русской фамилии А. И. Герцен занял непримиримую критическую позицию по отношению к официальной власти, ища для России оптимальный «русский путь» освобождения от косности социального порядка — всех форм экономической и политической несвободы. Московский профессор всеобщей истории Т. Н. Грановский выступил проводником просвещенного европеизма, укрепляя в сердцах и умах молодого поколения мысль о стремлении к классическим ценностям культуры и образования, которые создают почву для индивидуального интеллектуального развития человека, делают его жизнь общественно полезной и исторически осмысленной, избавляют от традиционалистских стереотипов коллективного сознания и тем самым продвигают его по пути освоения европейского модерна. Деятельность либерального славянофила И. С. Аксакова, правого кадета В. О. Ключевского, правого центриста М. А. Стаховича, конституционалиста В. А. Караулова, автора либерально-консервативного проекта Великой России П. Б. Струве была нацелена на формирование единства культурно-политической нации.

Программа исторического самопознания и культурного творчества как в дополитический период, так и в эпоху публичной политики оказалась актуальной для русского общества.

Оно должно было проделать значительную работу по формированию системы «права и прав», обеспечить трансляцию духовных ценностей национальной культуры в условиях свободы слова, вероисповедания и конституционного разграничения властей — определяющих идей и практик, которые были выработаны историей развития европейских стран эпохи модерна.

В начале ХХ века опыт политической борьбы и журналистское творчество А.В. Тырковой-Вильямс, просветительская и политическая деятельность С. В. Паниной стали лучшими свидетельствами русского европеизма, который в эпоху публичной политики соединил социальную практику либерализма с духовными идеалами и ценностями национальной культуры. Последовательные европеисты, лидеры «партии культуры» — Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Вейдле, Б. К. Зайцев, Г. П. Федотов, Ф. А. Степун — возвысили свой голос в защиту ценностей европейской и русской культуры и сформулировали тезис о значении образованного меньшинства для исторической судьбы России, утвердив идеалы творчества и духовной свободы, на которых зиждется фундамент христианской цивилизации Европы и России.