Развитие городов можно описать теорией, и это теория агломерационного эффекта. Математически в модельном виде она доказана японским исследователем Масахиса Фуджитой и выглядит примерно так: чем больше у вас фирм (он оперирует понятием «фирма») в регионе, тем больше их конкуренция и разнообразие, тем выгоднее это потребителям. Чем выгоднее это потребителям, тем больше у вас в этом месте в городе концентрация потребителей. А чем больше концентрация потребителей, тем больший спрос они предъявляют на продукцию и услуги фирм, тем больше фирм и разнообразие их продукции. Важно подчеркнуть, что в экономике агломерационным эффектом обычно называют просто эффект концентрации, а в урбанистике не все так просто.

1. Ограничители развития города

В урбанистике это эффект концентрации и разнообразия. Второе слово не менее важно, чем первое, потому что возникает разнообразие всего, что улучшает качество жизни. Но у любого процесса и у процесса концентрации есть ограничители. Первый — экология. Когда в городе суперконцентрация, большая плотность, становится порой нечем дышать. Второй — логистика, трафик. Когда в городе сверхконцентрация, начинают не справляться инженерные сети, дороги, метро и так далее. Вот это является абсолютно объективными ограничителями концентрации. Кроме того, поскольку все в дефиците, то растет стоимость аренды жилья, производственных помещений, издержки фирм и населения. Все это вместе с трафиком, экологией и удорожанием есть ограничители развития.

Рекомендуем по этой теме:
6916
Развитие городов

2. Принципы развития агломерации

Агломерация, то есть место концентрации населения и разнообразия деятельности населения, — это естественный процесс. Он не создан решением капиталистов или партией правительства. Как он происходит? В индустриальную эпоху население стягивалось в города, потому что именно в городах были крупные промышленные производства. Но в целом индустриальный этап мы проходим и переходим в постиндустриальный. Это означает гораздо меньшую привязку человека к рабочему месту, когда все более возможны дистанционные формы. Но в России они развиваются существенно медленнее. Более того, в России еще на ранней стадии находится процесс субурбанизации, то есть перетока населения из загрязненных, плотнозаселенных, менее комфортных центров городов в ближнюю периферию.

В России этот процесс забавный. У нас люди строят коттеджи, пытаются там жить, потом часть из них, измученная трафиком, возвращается в Москву. При этом в городе никто жилье не продает. Поэтому специфика урбанизации и процесса субурбанизации формирования агломераций в России есть. И этим они довольно сильно отличаются, например, от жителей Нью-Йорка, которые если живут за городом, то только там. Значит ли это, что мы во всем специфичны? Нет. У нас ровно так же растут агломерации территориально, как они растут во всем мире, по основным транспортным коридорам. Где легче логистика, где проще и быстрее доехать до центра, там город дальше проникает. Если посмотреть на схему расселения Московской области и Москвы, агломерация уже почти охватила весь регион, а кое-где и выходит за его пределы.

3. Способы управления агломерациями

Агломерация — это место, где территория очень плотно заселена, где очень большая конкуренция за землю. И возникает вопрос: как все это регулировать? В России чрезвычайно велик соблазн создания административных агломераций. Например, власти что-то решили, очертили круг и сказали: «Это агломерация. Мы ее назначили. И вот в этой агломерации мы будем все согласовывать волею единого руководства, потому что централизация — это наше все». Но агломерации административно не назначаются, они живут и развиваются самостоятельно. И если вы привязали к Воронежу два сельских района, окружающих город, они от этого агломерацией не стали, просто вы их так назначили.

Рекомендуем по этой теме:
7325
FAQ: Региональное неравенство

В мире агломерации имеют другую систему управления, очень отличную от того, что пытаются сделать в России. В подавляющем большинстве агломерация — это интегрированная группа муниципалитетов, то есть центрального города и окружающих его муниципалитетов, которые имеют что-то нечто совета, координирующего органа и органа городского планирования, чьи решения распространяются на всю агломерацию. Потому что крупные города без городского планирования развиваться не могут в принципе, но когда вы пытаетесь регулировать это административно, то вы не позволяете найти самое главное в развитии агломерации — консенсус. Потому что только на условиях компромисса, консенсуса и разумного планирования агломерация может развиваться с меньшими издержками и с большим позитивным эффектом.

4. Развитие городов в России

Есть ли у нас потенциал агломерирования или он невелик? С одной стороны, он невелик. В России всего 1100 городов, и из них подавляющая часть — города малые и средние. В них агломерационные процессы почти не видны. Но в России каждый пятый житель живет в городах-миллионниках. Это очень много. Поэтому задачи развития агломераций очень важны. И от того, как это будет происходить: административными методами назначения агломераций, решениями сверху или же так, как это делается в развитом мире, с попытками максимальной координации, взаимодействия, с отказом от скороспелых решений. Пока в Лондоне согласовали план развития Большого Лондона, прошло восемь лет, но в итоге англичане смогли найти тот вариант, который нужен и городу в целом, и его муниципалитетам.

5. Принцип децентрализации

Помимо менее административного развития агломераций, очень важна трансформация системы управления. В России всем хорошо известная беда: есть Москва и остальная Россия. Москва — это 8% населения, 20% валового регионального продукта суммарно всей страны, почти 20% инвестиций, с Московской областью — почти 20% ввода жилья, под 20% торговли. Это супергород, который концентрирует все, и это очень мешает развитию других миллионников. Почему такое происходит в Москве? Здесь важны два фактора: сверхцентрализация системы управления и авторитарные черты системы управления. Авторитарная и сверхцентрализованная система управления всегда при прочих равных приводят к сверхконцентрации ресурсов в столице. Поэтому нам нужна децентрализация. Причем децентрализация двухшаговая: центр — регионы, регионы — муниципалитеты. Потому что, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, все остальные крупные города — это муниципалитеты. А должны расширяться их полномочия и ресурсы. И тогда небыстро, путем мучительных трансформаций крупные города научатся самоуправлению. Конкурентное преимущество крупных городов в России очень сильно недоиспользовано. И децентрализация — правильный шаг на этом пути.