Ирландская культура обрела мировую популярность в 90-е годы XX века, в годы экономического расцвета страны, получившего название «Кельтский тигр». Именно в этот период наблюдается международный рост интереса к ирландской культуре. В научный обиход вошло понятие hibernisation («ирландизация»), обозначающее распространение ирландского влияния в различных культурных областях. Именно в этот период появились «визитные карточки» ирландской культуры — танцевальное шоу Riverdance и фестивали в честь Дня святого Патрика. Для понимания причин роста популярности ирландской культуры необходимо проанализировать основные этапы развития страны и причины трансформации национальной идентичности ирландцев в XX веке.

1. Построение ирландской национальной идентичности

Начиная с момента формирования Ирландского свободного государства в начале 1920-х годов ирландцы пытались определить свою идентичность, отталкиваясь от противопоставления себя англичанам, что привело к выявлению и дальнейшему культивированию таких отличительных признаков, как гэльский национализм и католицизм. Придание католицизму статуса государственной религии в Конституции 1937 года наделило церковь безграничными полномочиями в областях культуры и образования, что привело к превращению Ирландии в патриархальное общество, выдвигающее на первый план религиозные христианские ценности.

Цензура в сфере культуры и средствах массовой информации, вызванная убеждением, что иностранные идеалы оказывают пагубное влияние на нравственное состояние ирландского общества, привела к культурной и информационной изоляции Ирландии от остального мира. Из этого следует, что ирландское общество до середины XX века находилось в состоянии культурной стагнации. Формирование положительной идентичности ирландцев как в самой Ирландии, так и внутри диаспоры было обременено наличием национальных комплексов неполноценности и неуверенности, связанных с такими трагическими моментами ирландской истории, как длительная колонизация, утрата ирландского языка, Великий голод 1845–1849, военная оккупация, гражданская война и др. Заниженная национальная самооценка усугублялась наличием устоявшихся негативных представлений об ирландцах в разных странах.

2. Ослабление влияния Католической церкви

Постепенное ослабление власти Католической церкви неизбежно привело к существенным изменениям в области культуры. Если еще в 1970-е годы ирландская культура находилась под жестким контролем церкви и не имела возможности развиваться вместе с постепенно растущей экономикой, то с начала 1980-х годов происходит существенное сближение экономической и культурной сфер. Экономический рост, в свою очередь, ослабил влияние Католической церкви, привнеся в общество новые социальные ценности, основанные на индивидуализме и материализме. Традиционные католические ценности, господствовавшие в обществе и препятствовавшие его культурному и экономическому развитию, впервые за всю историю Ирландии отошли на второй план.

Ослабление влияния Католической церкви в 1990-х годах было также вызвано серией громких скандалов, в которых католическое духовенство обвинялось в педофилии и других преступлениях на сексуальной почве. В связи с этим репутация Католической церкви была бесповоротно подпорчена. У простых верующих сложилось впечатление, что многие преступления утаивались от них в течение десятилетий. Католическая церковь не переживала подобный кризис доверия за всю историю Ирландии.

Именно из-за растущего отчуждения и разочарования общества в самом институте церкви участие в религиозной жизни существенно снизилось. Католическая церковь лишилась существенной доли своей власти и авторитета. Современные ирландцы предпочитают полагаться на конституцию, законы, а также на собственный здравый смысл. Однако при этом крах института Католической церкви в Ирландии сочетается с набожностью, культом почитаемых святых и Девы Марии. Это является свидетельством того факта, что в ирландском обществе все еще важны и сильны религиозная вера и личная духовность.

Re-Inventing Ireland/ Ed. by P. Kirby, L. Gibbons, M. Cronin. London, 2002.

Россия — Ирландия: Коллективная память. Материалы конференции 11–12 ноября 2005. М., 2007.

Being Irish/ Ed. by P. Logue. Dublin, 2000.

3. Причины кризиса идентичности и его разрешение

Постепенные урбанизация, индустриализация, модернизация и секуляризация Ирландии, начавшиеся в 1950-х годах, привели к размыванию основных различий между Ирландией и Великобританией, что стало особо очевидным именно в период «Кельтского тигра». В связи с этим построение идентичности по принципу противопоставления себя Великобритании более не представлялось возможным. Несмотря на ряд положительных изменений, в результате которых ирландцы смогли наконец назвать себя «процветающими европейцами», преодолеть исторические травмы и частично обрести утраченное чувство национальной гордости, дальнейшая невозможность строить свою идентичность «от противного», а также утрата прежних ценностных ориентиров привели к кризису идентичности, необходимости искать ответы на вопросы «Кто мы?», «Чем мы отличаемся не только от англичан, но и от других европейских народов?».

Рекомендуем по этой теме:
18883
5 книг об Ирландии

Можно утверждать, что в годы «Кельтского тигра» произошло осознание необходимости сохранения и распространения ирландской культуры как важнейшего компонента национальной самобытности. Понимание того факта, что именно в традиционной культуре заложены нетронутые модернизацией основополагающие ценности ирландского народа, способные спасти страну от национального обезличивания, способствуют росту общественного внимания к своему культурному наследию. Стремления сохранить и распространить ирландскую культуру наблюдаются на правительственном уровне. Помимо государственных программ по поддержке и поднятию престижа ирландского языка, в стране увеличилось число фестивалей ирландской культуры.

4. Рост интереса к Ирландии

Положительной стороной экономического преобразования страны явился тот факт, что рост интереса к Ирландии со стороны других государств автоматически распространился на область культуры. Можно утверждать, что первичная волна интереса к культуре Ирландии, особенно в областях литературы, драматургии, кинематографа, музыки, танца, положительно сказалась как на личностной самооценке ирландских деятелей искусства, так и на самооценке общества в целом, а также способствовала разрешению кризиса идентичности, помогая найти ответ на вопрос «Чем мы отличаемся от остальной Европы?».

«Ирландия — остров поэтов и рассказчиков», «„Улисс“ — национальная эмблема Ирландии», «Riverdance — ирландская культурная феерия», «День святого Патрика — визитная карточка Ирландии», «ирландские и кельтские мотивы — международный музыкальный язык». Данные слоганы являются важной составляющей национального бренда Ирландии, а также имиджа ирландской диаспоры рубежа XX–XXI веков. Они позиционируют Ирландию как страну богатых культурных традиций, повышая национальную самооценку и укрепляя чувство гордости за свою страну. Можно сделать вывод, что для Ирландии 1990-х годов культурная составляющая национальной идентичности вышла на первый план.

5. Влияние ирландской эмиграции на культуру Ирландии

Нельзя утверждать, что ирландская культура была полностью изолирована вплоть до исчезновения «зеленого занавеса». Благодаря постоянному эмиграционному движению, она распространялась в странах с ирландской диаспорой. Во многом по причине наличия большого числа отрицательных стереотипов об ирландцах, порождавших отчужденное отношение к ним со стороны представителей других наций, ирландская культура не привлекала особый интерес за пределами ирландских общин. Но все же она находилась в состоянии постоянного развития и частичного синтеза с другими культурами, одновременно являясь важной составляющей идентичности представителей ирландской диаспоры.

Внутри ирландских зарубежных общин активизация в вопросах распространения ирландской культуры была вызвана крушением негативных стереотипных представлений, изменением настороженного отношения к ирландцам на дружелюбное, обретением чувства гордости за страну своих предков, которая на рубеже XX–XXI веков превратилась из отсталого изолированного государства в «страну-призера», «страну-победителя».

Укрепление отношений с ирландской диаспорой в годы правления первого президента периода «Кельтского тигра» Мэри Робинсон привело к осознанию того факта, что понятие Irishness не имеет территориальных ограничений и является плюралистическим. Соответственно, это касается и культуры Ирландии. Исторически обусловленные разнообразие, открытость и приспособляемость ирландской культуры позволили ей найти свое место и развиваться в русле англоязычной массовой культуры, что особо ясно прослеживается в областях музыки, танца, драматургии. Таким образом, ирландизация массовой культуры не была бы возможна без активного участия международной ирландской общины. В годы «Кельтского тигра» диаспора способствовала удовлетворению международного интереса к ирландской культуре за пределами самой Ирландии.

6. Рост популярности ирландских танцев

Примечательно, что первый номер Riverdance и новое название Ирландии периода экономического роста «Кельтский тигр» родились в одном и том же 1994 году. Вопрос о том, каким образом семиминутному танцевальному номеру Riverdance, исполненному вне конкурсной программы на конкурсе «Евровидение», проводившемуся в Дублине, удалось привлечь к себе столь масштабное внимание, до сих пор интересует многих критиков и исследователей, большинство из которых сходятся во мнении, что ирландские танцоры оказались в нужном месте в нужное время. «Евровидение» дало ранее малоизвестному ирландскому танцу то, чего у него никогда не было: сцену, декорации, свет, а самое главное — аудиторию. Появление Riverdance — это переломный момент в истории ирландского танца. Успех Riverdance на «Евровидении», а также осознание необходимости дальнейшего акцентирования международного внимания на ирландской культуре, важным элементом которой является национальный танец, привели к решению о постановке двухчасового шоу, получившего название «Riverdance — The Show». Ирландский проект «Riverdance — The Show» оказал влияние на танцевальную культуру Ирландии, совершив революцию в истории ирландского национального танца, вновь пробудив к нему народный интерес. Данное танцевальное шоу является прямым свидетельством модернизации ирландской культуры, отражающей изменение национального самосознания: «Постановщики Riverdance взяли ирландский танец, который, казалось, являлся частью канувшего в Лету мира ирландского культурного национализма, обновили его и, одновременно с этим, вернули ему его первоначальную форму. Они возвратили танцу недостающий элемент сексуальности и чувственности, который был полностью уничтожен смесью националистического пуританизма и католического благочестия».

Большое количество разнообразных ирландских танцевальных шоу, созданных с момента появления их родоначальника, свидетельствует о популярности ирландских танцев. Среди них можно выделить шоу первого солиста Riverdance Майкла Флетли Lord of the Dance, а также представления Spirit of the Dance, Dancing on Dangerous Ground, Magic of the Dance, Gaelforce Dance, Rhythm of the Dance, Ragus, Dance Invasion, Dancing Thru the Ages, Celtic Feet, To Dance on the Moon и др.

Рекомендуем по этой теме:
8020
Культ святого Патрика

O’Toole F. The Ex-Isle of Erin. Images of Global Ireland. Dublin, 1996. P. 150.

7. День святого Патрика

Постепенное распространение Дня святого Патрика за рубежом началось в начале 1990-х годов. Уже в начале 1990-х ирландцы были открыты к диалогу культур, частично избавились от старых национальных комплексов и осознали важность культурного компонента ирландской идентичности. Крайне положительно сказалось на ирландской самооценке объявление марта 1991 года месяцем ирландско-американского наследия в США. Данное событие позволило ирландцам осознать большой потенциал своего национального праздника.

Однако дальнейшее масштабное распространение Дня святого Патрика стало возможным лишь после его полной трансформации в самой Ирландии. Можно утверждать, что именно рост национального самосознания обусловил дальнейшее распространение праздника сначала в Ирландии, а потом и за ее пределами.

Превращение религиозного праздника в шумное светское торжество, которое все же начинается с посещения ирландцами мессы, отразило национальную идентичность современной Ирландии, где утрата католических ценностей и авторитета церкви совмещается с личной духовностью и религиозностью. Фестиваль святого Патрика в Дублине был направлен на укрепление мотивации к участию в культурных мероприятиях в первую очередь граждан Ирландии. Организация масштабных торжеств положительно сказалась на патриотических чувствах ирландцев, способствовала разрешению «кризиса идентичности» и сближению поколений, вовлекая в празднование как детей и подростков, так и пожилых граждан. Праздник также послужил поводом для привлечения внимания к стране международной общественности, для формирования и закрепления положительного имиджа Ирландии, совмещающего в себе современность и традиционность.

Привлекательность Дня святого Патрика в Ирландии и за рубежом вызвана также тем фактом, что люди разных национальностей призываются быть не только созерцателями, но и активными участниками праздничных действий. Им предоставляется возможность принимать участие в парадах, танцевальных вечеринках ceili, уличных театрах и различных конкурсах. Благодаря этой особенности День святого Патрика обретает свои специфические черты в разных странах и приживается в различных национальных культурных календарях. Это приводит к взаимному обогащению культур, налаживанию дружественных отношений, благотворно влияет на имидж Ирландии, позиционируя ирландцев как дружелюбный, открытый, добродушный, активный и веселый народ. Активная работа ирландской зарубежной общины в распространении Дня святого Патрика за рубежом, осуществляемая при поддержке правительства Ирландии, отражает многогранность современной ирландской идентичности и подчеркивает невозможность ее территориального ограничения. Участие в международных торжественных мероприятиях высокопоставленных лиц правительства Ирландии придает данному празднику особо важный статус, повышая заинтересованность граждан различных стран в Ирландии и ее культурных традициях.