FAQ: Создание Гумбольдтского университета

Сохранить в закладки
6564
1
Сохранить в закладки

6 фактов об упадке средневековой модели образования, биографии автора немецкого классического университета и новых принципах обучения

Вильгельм фон Гумбольдт — личность очень известная за пределами Германии, в том числе и в России. Он был реформатором образования, родоначальником философии языка, известным государственным деятелем. В России интерес к Вильгельму фон Гумбольдту связан прежде всего с его образовательными работами.

Реформа образования Гумбольдта стала гордостью Германии XIX века. Интересно, что он пришел к созданию немецкого классического университета сквозь призму чиновной карьеры. Вильгельм учился в университете Франкфурта-на-Одере и в Геттингенском университете. По окончании университета Гумбольдт не получил никакого академического статуса и остался неостепененным исследователем. Но именно этот человек стал создателем немецкого классического университета — модели университета, которая была опробована в рамках созданного Вильгельмом фон Гумбольдтом в 1810 году университета Берлина, носившего в XIX веке имя Фридриха Вильгельма.

1. Биография Вильгельма фон Гумбольдта

Какие идеи влекли Вильгельма фон Гумбольдта к созданию этого величайшего институционального творения XIX века? Он начал свой путь как публицист и живо откликался на важнейшие вызовы эпохи, в том числе и на Французскую революцию конца XVIII века. Гумбольдту было двадцать с небольшим, когда началась революция. Его внимание привлекла первая французская конституция. В работе «Идеи конституционного государственного устройства в связи с новой французской конституцией» прослеживается очень интересная мысль, что век этой конституции будет коротким, поскольку она не опирается на традиции. В 1792 году последует очень серьезная работа Гумбольдта «О пределах государственной деятельности», которая вошла в анналы классического прусского либерализма, где он говорит о том, что главная прерогатива государства — это обеспечение безопасности, но на страницах этой же работы ученый высказывает очень интересное представление о свободе.

2. Представление Гумбольдта о свободе

Гумбольдт интерпретирует свободу прежде всего в контексте свободного развития личности. По его мнению, именно государство должно обеспечивать свободное развитие личности. Кроме того, уже работах «Идеи конституционного государственного устройства в связи с новой французской конституцией» и «О пределах государственной деятельности» просматриваются контуры будущей гумбольдтовской реформы в сфере образования.

Вильгельм фон Гумбольдт происходил из очень богатой семьи, ему не надо было зарабатывать деньги на жизнь, он мог просто наслаждаться ею. Будущий ученый много путешествовал, проводил много времени со своей молодой женой Каролиной Дахереден, благодаря которой он вошел в близкий круг общения Шиллера и Гёте. Однако он был человеком очень амбициозным и стремился сделать карьеру. Поскольку во всей Германии не существовало развитого третьего сословия, то все передовые силы общества были сосредоточены именно в среде чиновников. Вильгельм тоже хотел сделать карьеру чиновника.

С 1802 по 1808 год Вильгельм фон Гумбольдт являлся посланником Пруссии в Риме. Находясь в Риме, он стал свидетелем тяжелейшего поражения Пруссии в 1806 году в Йена-Ауэрштедтском сражении, в котором Пруссия потерпела поражение, была унижена, и фактически встал вопрос о том, будет ли дальше существовать его родное государство. В этих тяжелых для Пруссии условиях Гумбольдт возвращается в Пруссию из Рима. И поскольку в Берлине пребывали французские войска, то он приезжает в Кенигсберг, где находилось тогда правительство. Он приехал в Кенигсберг, чтобы принять участие в государственных реформах, занял пост директора отделения культов и образования в министерстве внутренних дел Пруссии и как политик начал вести активную деятельность по реформированию школьного и университетского образования. На этом посту Вильгельм фон Гумбольдт проделал всю необходимую работу для создания Берлинского университета.

3. Причины создания новой модели университета

Зачем надо было создавать новый университет? Ведь первый университет (Гейдельбергский университет) в Германии возник в XIV веке. Почему средневековая модель университета не устраивала прусское государство? Безусловно, средневековый университет — это прежде всего корпорация. Однако в этом корпоративном характере университета к тому времени уже успели разочароваться, например, во Франции, поскольку как раз при Наполеоне государство начало активно вмешиваться в университетское образование, и университеты переживали глубокий кризис. В результате начали создаваться высшие школы под патронажем государства.

XIX век — это эпоха, когда Европа вступает в эру крупномасштабной модернизации. В конце XIX века в Европе создается общество модерна. Европа переживает глобальную индустриальную перестройку, и вопрос о профессиональной подготовке становится тоже очень актуальным. Государство по-разному откликалось на эти запросы. Например, во Франции создается сеть высших школ, которые готовят прежде всего чиновников, необходимых государству. В Пруссии уже давно было необходимо создать новый университет, тем более что университет во Франкфурте-на-Одере, где учился Гумбольдт, был выстроен по принципу средневековой корпорации.

4. Вклад Канта, Фихте и Шлейермахера в создание основ идеи нового университета

В своих размышлениях Гумбольдт опирался на Иммануила Канта. В работе «Спор факультетов» великий философ заявлял о том, что именно философия должна стать ведущей дисциплиной в новом университете, что все обучение должно быть выстроено именно в рамках философского образования. Также Гумбольдт почерпнул идеи у Фихте, чьи лекции он слушал. Фихте считал, что именно из патриотических соображений необходимо расширить социальную базу высшего образования, надо создать специальные публичные школы, которые бы готовили молодежь к поступлению в университет — не только из дворянских сословий. Также не стоит забывать Фридриха Шлейермахера, считавшего, что Германия должна быть впереди всей Европы именно по уровню своего духовного развития. Для него важна была идея органического развития германской нации именно в контексте духовных ценностей. Свои мысли об университетской реформе он высказал в работе «Размышление об университете в немецком смысле». Но все-таки этот университет, который возник в Берлине в 1810 году, был создан Гумбольдтом, получил название Университет Гумбольдта. Сейчас Берлинский университет — это тоже, в общем-то, Humboldt-Universität zu Berlin.

5. Принципы немецкого классического университета

Гумбольдт проделал не только всю необходимую организационную работу по созданию новой модели университета, но он очень серьезно занимался вопросом урегулирования финансовых условий, обдумывал все теоретически. В 1809 году он написал свой знаменитый меморандум «О внутренней и внешней организации научных учреждений в Берлине». Именно в этом меморандуме были высказаны важнейшие принципы, которые стали краеугольным камнем немецкого классического университета.

Во-первых, это принцип единства преподавания и исследования. Преподаватель обучает студента в контексте исследовательской деятельности. И введение этого принципа привело к тому, что именно в рамках гумбольдтовского университета рождается новая форма обучения — семинар. В рамках семинара преподаватель вместе со студентами изучает источники, причем это источники, которые интересуют преподавателя в контексте его исследовательских устремлений, а студентам он дает научные темы, которые прежде всего интересуют его.

Второй принцип — это академическая свобода. Безусловно, гумбольдтовский университет — это тоже корпорация, но это корпорация, которая зиждется на принципах академической свободы, заключающейся в избрании деканов и ректора. При этом государство в принципе не вмешивается в деятельность университета. Академическая свобода выражается и в выборе учебных курсов, которые читают преподаватели. Нет жестких стандартов, профессор сам формулирует тему, цель и задачи лекционно-семинарского курса.

Третий очень важный момент гумбольдтовского университета — это финансирование со стороны государства. Да, государство финансирует этот университет, и государство назначает профессоров. Хотя этот пункт в дальнейшем вызовет очень большую волну критики. Но Гумбольдт считал, что замкнутая корпорация не будет стремиться к тому, чтобы выдвигать людей, которые интеллектуально превосходят членов корпорации. Она будет работать на себя. И тут вмешивается государство, потому что именно оно будет назначать тех людей, которые интеллектуально очень продвинуты и тем самым заставят корпорацию интеллектуально развиваться.

6. Принцип уединения и свободы

Также очень важный принцип, который тоже сейчас активно обсуждается, — это принцип уединения и свободы. Несмотря на то, что преподаватель должен быть независим от государства, он уединяется для своих исследовательских процедур, он свободен в выборе курсов, которые он предлагает студентам, но в то же самое время профессор находится под контролем государства. Для Гумбольдта это не являлось противоречием, потому что он считал, что именно таким образом государство обеспечивает развитие. А развитие для Гумбольдта — это свобода.

Насколько эти принципы найдут дальше воплощение? Как они будут реципироваться в XXI веке? Это волнует сейчас очень многих. Но тем не менее немецкий классический университет, или университет Гумбольдта, считается, бесспорно, величайшим институциональным творением Германии XIX века.

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration