В 1977 году в США, в Массачусетском технологическом институте, была разработана Aspen Movie Map — первая система виртуальной реальности, которая позволяла двигаться внутри уличного или искусственно построенного пространства. Это была довольно примитивная программа, однако оказалось, что за ней большое будущее. Данная технология стала все больше и больше распространяться. В частности, появились программы объемной графики, которыми пользуются архитекторы, и эти же программы стали применяться для проектирования музеев.

Сегодня пакеты 3D-графики используются при создании музейных экспозиций, новых музеев, потому что они позволяют легко перейти от архитектурного чертежа к искусственно выстроенному пространству.

1. Происхождение термина «виртуальный»

Но параллельно шел и другой процесс. Многие люди стали интересоваться, что же такое «виртуальный». Посмотрев словарь, они обнаружили там латинское слово virtual и решили, что именно от него происходит «виртуальный». А virtual — это «истинный, настоящий, подлинный». Значит, виртуальный музей — это и есть настоящий музей. И немедленно начали такие «истинные» музеи создавать. Но, по-видимому, слово «виртуальный» произошло от латинского virtus — «мнимый, кажущийся». Потому виртуальное — это все-таки искусственное построенное, которое никак нельзя считать настоящим.

Рекомендуем по этой теме:
5004
Виртуальный музей

Дальше виртуальными музеями стали называть любую выборку изображений, представленных в компьютере, просто наборы картинок, собранных досужими любителями и коллекционерами. А заодно и все музейные сайты. Но есть простое правило: чем термин шире, тем он бесполезнее.

Лебедев А. В. Виртуализация музея или новая предметность? // Музейное проектирование. М.: РИК, 2009

2. Типы виртуальных музеев

С моей точки зрения, есть два корректных способа употребления термина «виртуальный музей». Первый, действительно, то, что относится к интернету или к искусственным построениям в компьютере. Это тот случай, когда в компьютере моделируется искусственное трехмерное пространство, интерьер, где размещаются музейные предметы. В результате появляется экспозиция, а не просто альбом с картинками. Все остальные наборы изображений правильнее называть альбомами, базами изображений, электронными каталогами, но только не виртуальными музеями.

Эта технология существует уже давно, но не очень прижилась в музейном деле (за исключением описанного случая с музейным проектированием). Виртуальных музеев как таковых, вообще говоря, единицы. Причина проста: когда речь идет о показе реально существующего музея, то гораздо проще создать эффект присутствия при помощи панорамной съемки, а не заниматься искусственным моделированием пространства. Тем более что существуют объективы, которые позволяют делать сферическую съемку, снимать как бы внутреннюю поверхность шара. И, в общем-то, никакой особой потребности в этих смоделированных интерьерах нет.

Более распространен второй тип виртуального музея. Это реально существующее помещение (я подчеркиваю, реальная комната), в котором размещены виртуальные объекты. Это могут быть голограммы, если говорить о старых технологиях. Если взять современные технологии, то существуют разные виды объемных проекций, когда, например, изображение проецируется на водяной пар. Когда же речь идет о плоскостных проекциях, то это совсем просто.

3. Функции виртуального музея

Виртуальные музеи нужны для того, чтобы показывать, условно говоря, шедевры Лувра людям, которые по тем или иным причинам не могут приехать в Лувр. Эта функция относится к обоим типам виртуальных музеев. Но, конечно, это некоторый эрзац. Технология более современная, но по своей сути она не сильно отличается от рассматривания иллюстраций в альбоме. Потому что контакт с подлинным произведением никакое искусственное построение не заменит.

Но есть вещи и куда более любопытные, которые делают данную технологию достаточно перспективной. Самое интересное начинается в тот момент, когда мы начинаем показывать в виртуальном музее не то, что где-то существует, а то, чего нет и быть не может. Здесь мы начинаем пользоваться возможностями современных технологий по максимуму.

Конечно, тут возможны и чисто технические трюки типа «Как выглядит экспозиция этого зала глазами мухи, идущей по люстре». Но есть вещи куда более серьезные. Например, великий русский художник Александр Иванов, живя в Италии и работая над своим огромным полотном «Явление Христа народу», мечтал о том, что ему поручат расписывать строившийся в это время в Москве храм Христа Спасителя. Не поручили ему в итоге эти росписи, но Иванов создал огромную серию акварелей и графических набросков, вошедших в историю под названием «Библейские эскизы». Бо́льшая их часть — это эскизы росписей храма Христа Спасителя. В Третьяковской галерее была юбилейная выставка Иванова, где провели следующий эксперимент: с помощью проекций стали показывать «Библейские эскизы» Иванова с сильным увеличением, приблизительно в том размере, как они были бы в храме Христа Спасителя. В результате возник совершенно новый эффект, новое качество восприятия этих произведений.

Рекомендуем по этой теме:
4518
Точка зрения | Научные музеи

Этот случай показывает, как виртуальный музей начинает серьезным образом дополнять реально существующий музей.

4. Виртуальный музей русского примитива

В 90-е годы мною был сделан проект, который назывался «Виртуальный музей русского примитива». Он до сих пор существует в интернете, а так такого музея в России нет.

Поначалу я и еще пара коллег, которые помогали мне в работе над этим проектом, решили устроить что-то вроде розыгрыша: сделать вид, что где-то в Москве существует особнячок, где есть этот музей, и мы якобы его показываем. Но в ходе работы стало понятно, что интереснее сделать такой музей, которого не может быть. И мы сделали музей, где представлены совершенно невозможные с точки зрения архитектуры развертки зданий, лестницы, ведущие наверх и вниз одновременно, и многое другое. Но главное, что залы этого музея представляют собой картины, внутрь которых ты можешь войти и рассмотреть другие картины. По сути, тоже игра, но уже познавательная.

А дальше началось нечто забавное: в апреле 2000 года сайт стал номинантом конкурса «Национальная интернет-премия». По разделу «Музеи» на главный приз претендовали 5 номинантов. Оцените компанию, в которой он оказался:

1. Виртуальный музей русского примитива

2. ГМИИ им. А. С. Пушкина

3. Дарвиновский музей

4. Кунсткамера

5. Эрмитаж

Заслуженно победил Эрмитаж. Но я очень доволен результатами конкурса. Розыгрыш оказался настолько убедительным, что высокое жюри «купилось» в полном составе и поместило сайт не в номинацию «Искусство» или «Сетевое искусство», что было бы логично, а в номинацию «Музеи», забыв об одной детали: при всем уважении к создателям сайтов Эрмитажа, ГМИИ, Кунсткамеры и Дарвиновского, не они эти музеи придумали. Таким образом, распределяя сайты по номинациям, жюри поставило нашу маленькую творческую группу рядом с Цветаевым и Петром I. Документальное кино смешалось с художественным, а вымысел стал реальностью. Именно это я считаю высшей оценкой проделанной работы…

5. Будущее технологии виртуального музея

На сегодняшний день технологии виртуального музея и активное использование современных средств отображения информации все больше и больше начинают интегрироваться с реальной музейной экспозицией. Часто виртуальные экспонаты начинают соседствовать с реальными. В качестве примера могу привести экспозицию в колокольне «Иван Великий», которую несколько лет назад делала наша лаборатория. Экспозиция посвящена архитектурной истории Московского Кремля, там экспонируются фрагменты несохранившихся зданий — палат и соборов, некогда стоявших в Кремле. На беленые стены колокольни проецируются реконструкции этих несуществующих зданий, а в них динамически вживляются сохранившиеся архитектурные фрагменты, которые посетитель может видеть в экспозиции.

Рекомендуем по этой теме:
14382
Каким будет музей будущего?

Если говорить о тренде современного музейного развития, то компьютеры из музейной экспозиции постепенно начинают уходить. По крайней мере, из ее видимой части. Причина проста: 10–15 лет назад компьютер как технический способ показа был в высшей степени привлекательным. Но поколение нынешних детей уже воспринимает компьютер как нечто обыденное: стиральная машина, телевизор, компьютер — чем тут восхищаться?

Поэтому технологии виртуального музея, скорее всего, останутся уделом специалистов. А если говорить об их предъявлении в публичном пространстве — они займут скромное место технического средства.

Лебедев А. В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. 2010, N 10, с. 5-9