Жизнь в городе предполагает постоянные перемещения. Это могут быть поездки на работу, с работы домой, поездки к друзьям и знакомым, перемещения по учебе. В любом случае ритм городской жизни предполагает постоянное перемещение людей из одной точки в другую.

1. Феномен досуговой миграции

По материалам нашего исследования «Культурный аудит города Москвы», проведенного в Московском институте социально-культурных программ в 2012 году, мы увидели, что в Москве появился до этого не замеченный исследователями феномен, который можно метафорически назвать досуговой миграцией. Досуговая миграция — это перемещение людей из одной точки в другую с целью проведения свободного времени. В Москве досуговая миграция предельно интенсивна. Порядка 25% жителей города регулярно ездят из мест своего проживания в центр, чтобы там провести свободное время.

2. Культурная среда

Для того чтобы понять, на основании чего москвичи решают, как провести свободное время, мы исследовали культурную среду города. Существует очень много способов трактовки культурной среды. Итак, что такое культурная среда? Мы понимаем среду в первую очередь как пространство возможностей. Иными словами, то, что окружает человека, предлагает ему те или иные способы действия, проведения времени. Возможности, предлагаемые средой, могут быть широкими (большое пространство выбора, что делать, куда пойти, как провести свободное время) или относительно узкими (если у меня в населенном пункте есть только один клуб, то у меня не такой широкий выбор, куда пойти после работы или в выходной день).

Как определить качество культурной среды? На этот вопрос также может быть множество ответов. Кто-то скажет, что культурная среда должна просвещать людей, другой — развлекать, третий — развивать. Любой из этих критериев в известной степени репрессивен — он отрезает другие возможности. Так, если культурная среда должна помогать людям развиваться, становиться «более культурными», то мы забываем про ее развлекательную функцию. И наоборот, говоря о том, что среда современного мегаполиса должна предоставлять людям только широкие возможности для развлечения, мы забываем о других ее возможностях.

Рекомендуем по этой теме:
4791
Досуговая миграция

Однако мы знаем, что одним людям больше нравится ходить в музеи и театры, другим — посещать культурные события и общегородские праздники, третьим — проводить время в барах и кафе. Все это разные способы проведения свободного времени, которые востребованы различными группами горожан. И мы не хотим, чтобы культурная среда «работала» лишь на какую-то одну группу. Поэтому в основе нашей оценки качества городской среды лежит широта возможностей, которые она предоставляет разным группам горожан для проведения свободного времени.

По материалам нашего исследования, более половины людей предпочитает проводить свое время дома. Еще где-то четверть занимается бытовыми делами. Получается, что где-то 75% москвичей не использует в свое свободное время возможности городской среды. Это очень высокий показатель, который в принципе нехарактерен для других крупнейших культурных столиц.

3. Культурная инфраструктура Москвы

Почему это происходит в Москве? Может быть, в Москве просто некуда пойти и нечего делать? Это не так. По развитию культурной инфраструктуры и инфраструктуры развлечений Москва лишь незначительно уступает Лондону, Нью-Йорку или Парижу. Культурная инфраструктура — это количество театров, музеев, библиотек, новых театральных постановок, концертов, проводимых мероприятий культурных.

Однако при этом москвичи вовлечены в культурную жизнь города значительно меньше, чем жители других городов. Причина этого в том, что культурная жизнь столицы сосредоточена практически в пределах Третьего транспортного кольца. Чтобы получить доступ к культурной жизни, люди, живущие за его пределами, должны выбираться в центр. Это сопряжено с дополнительными издержками, как временными, так и финансовыми. Только 25% населения города готово выезжать в центр, когда у них есть свободное время. Остальные предпочитают оставаться в пределах своего района, дома, квартиры или вообще никуда не выходить. Это не больше, чем в других городах — в целом около четверти населения выбирается в центр города. Как можно решить эту ситуацию? В других городах, хотя основная культурная жизнь проходит в центре, на локальном уровне существует очень широкий культурный выбор. Он формируется локальными городскими средами.

4. О чувстве обобщенного доверия

Однако в Москве спрос на локальную культуру практически отсутствует. Дело не в том, что ее нет, дело не в том, что нет учреждений культуры для проведения локальных мероприятий (например, практически во всех районах «старой Москвы» есть дома культуры и библиотеки, которые могут стать локальными культурными центрами), дело в том, что люди в принципе не хотят их посещать. Почему это так?

Спрос на культурные события связан с доверием к территориям города. Это чувство обобщенного доверия. Что такое обобщенное доверие? Это доверие к другому, незнакомому человеку, которого вы потенциально можете встретить на некоторой территории. Вы его не знаете, но имеете стереотипное представление, ожидания от людей, которых можете встретить на некоторой территории города. Уровень обобщенного доверия в Москве очень высок для центральных районов: три четверти москвичей считают, что центральные районы города являются в несколько раз более безопасными, чем район их проживания. Половина жителей города не готова отпускать своих детей гулять во двор, при этом готова отпустить их гулять в центр города. Свой район воспринимается ими как очень небезопасное место. Люди боятся возвращаться поздно вечером к себе домой, они не готовы общаться с людьми в своем районе, они боятся выпускать детей гулять во двор. Хотя, по статистике ГУВД, реальный уровень преступности в центральных районах выше, то есть объективная вероятность стать жертвой преступления выше, чем во многих нецентральных районах. Почему же люди не доверяют своим районам?

Рекомендуем по этой теме:
10157
FAQ: Сообщества и городская среда

В Москве самый низкий показатель уровня соседства, или neighborhood. Neighborhood как образования в Москве не существует. Причем в других крупных городах, где существует городская жизнь на центральном уровне, на локальном уровне выше готовность людей вовлекаться в культурную жизнь благодаря устойчивым социальным связям на локальном уровне. В Москве этого нет. Так, например, только половина людей узнает своих соседей в лицо, и то по лестничной клетке.

5. О преодолении досуговой миграции

В исследовании «Культурный аудит города Москвы» мы разработали индекс соседства и индекс обобщенного доверия. Выяснилось, что два этих показателя тесно связаны. Чем ниже интенсивность контактов на локальном уровне, чем хуже люди знают своих соседей по дому, по лестничной площадке, по двору или по улице, тем больше они воспринимают жизнь в городе как небезопасную. Недоверие к своему району заставляет людей выбираться в центр, когда у них бывает свободное время. Использование территории своего района ограничивается преимущественно дорогой от дома до метро.

Итак, на локальном уровне есть предложение культурных услуг, но нет на него спроса. Спрос есть только в центральных районах города, и его обеспечивают не жители центра (по нашим данным, они-то как раз реже других пользуются развитой культурной инфраструктурой своих районов), а жители окраин. Таким образом, формируется досуговая миграция. Люди ездят не только на работу или на учебу, они ездят в центр, чтобы проводить свободное время.

Можно ли создать культуру на локальном уровне? До тех пор, пока доверие к своему району очень низкое, это невозможно, потому что люди просто не будут проводить время у себя рядом с домом. Таким образом, первым шагом для создания культуры на локальном уровне является образование локальных городских сообществ, сообществ, основанных на отношении соседства. В некоторых районах города они есть, но это скорее исключение, чем общее правило.