9 июля 2014 года Международный астрономический союз (МАС) разослал своим членам и разместил на сайте очень важную и интересную информацию о решении присваивать имена экзопланетам. Еще прошлым летом МАС заявил, что разрабатывает процедуру, которая позволит присваивать собственные официальные имена экзопланетам, то есть планетам вокруг других звезд.

На сегодняшний день открыто уже более тысячи таких объектов и есть несколько тысяч хороших кандидатов. Однако до сих пор ни одна планета не имела собственного официального названия, кроме каких-нибудь научных маркеров, как, например, Kepler-186f.

Процедуры наименования объектов в астрономии бывают довольно разнообразными.

Астероиды, например, могут получать собственные имена в честь великих людей, или не очень великих людей, или городов, или еще чего-нибудь. Право присвоения имени принадлежит открывателю астероида. Некоторые даже делают на этом небольшой бизнес.

Кометам присваивают имена тех, кто их открыл. Так что в некотором смысле у них нет собственных имен: они называются именами первооткрывателей, или названием наблюдательного проекта, или, скажем, космического аппарата, с помощью которого открытие было сделано.

Для экзопланет будет использована совсем другая процедура, и, на мой взгляд, она выглядит совершенно фантастически. Происходящее — это творящаяся история, это почти научная фантастика, которая происходит у нас на глазах. Когда я в детстве читал научно-фантастические книги, что-то подобное можно было вообразить себе на пределе человеческих возможностей.

В конечном итоге любой сможет проголосовать за название той или иной планеты. Фактически любой человек на Земле (доступ к интернету в той или иной степени сейчас существует почти везде) сможет, нажав кнопку на компьютере или просто достав из кармана «маленькую коробочку» (мобильные устройства с доступом в сеть есть уже у огромного процента людей), поучаствовать в присвоении имен далеким мирам.

Процедура довольно сложная. На первом этапе на специально созданном сайте будут регистрироваться астрономические коллективы. Как ясно из официального объявления, это могут быть достаточно неформальные объединения людей, астрономические клубы и кружки, планетарии и т. д. Так или иначе, такая группа должна быть зарегистрирована.

Этим группам будет предложено выбрать несколько планет, для которых они будут предлагать названия. Таким образом, из опубликованного сейчас списка из 305 планет (http://nameexoworlds.org/) будет выбрано 20–30, которым в этот заход будут присвоены имена. В конце концов (пока эта процедура детально не описана, и на сайте прямо обозначено, что детали будут указаны позднее) каждая группа сможет дать имя одной из планет, послав подробное объяснение, почему они выбрали именно его, и в итоге будет сформирован список для голосования. То есть названия для экзопланет предлагают соответствующие группы людей, но они не окончательные и выставляются на голосование. После этого все смогут принять участие в процедуре (надо будет только зарегистрироваться на сайте), и победившее название будет официально присвоено планете.

Уже в августе 2015 года первые экзопланеты получат свои названия.