2 июля на сайте журнале Nature была опубликована статья, в которой сообщалось, что в геноме коренных народов Гималаев были найдены гены, доставшиеся им от вымершего вида гоминид — денисовского человека. Мы попросили прокомментировать это событие эксперта в области генетики, доктора биологических наук Светлану Боринскую.

Человек по сравнению с другими биологическими видами имеет самый широкий ареал расселения на Земле. Расселился он не только вширь, но и ввысь — в горах Тибета люди живут на высоте более 4000 метров. Жизнь на экстремальной высоте обеспечена генетическими особенностями тибетцев. Найдено несколько генов, особые варианты которых позволяют переносить гипоксию в высокогорьях, там, где кислорода на 40% меньше, чем на уровне моря. По этим генам тибетцы отличаются от жителей равнин.

Один из таких генов, EPAS1, регулирует образование эритроцитов в условиях гипоксии, а также выполняет важные функции в развитии сердца эмбриона. Тот вариант гена, который найден у тибетцев, распространился у них путем естественного отбора за относительно короткое в масштабах эволюции время, как предполагается, после заселения высокогорья. В обсуждаемой статье показано, что тибетский вариант гена не встречается ни в одной из исследованных к настоящему времени популяций (за исключением китайцев, где он встречается, но крайне редко). Однако именно такой вариант обнаружился в геноме денисовца — древнего человека, останки которого были найдены в пещере на Алтае. Авторы исследования считают, что это результат скрещивания предков тибетцев и денисовцев, «генетические наработки» которых пригодились при переселении в высокогорье.

«Хоббиты», «денисовцы» и другие

Сообщения о сходстве отдельных участков генома современных людей с генами денисовцев появлялись и раньше, например, для генов иммунной системы. Однако столь детальное и убедительное исследование, как для гена EPAS1, ранее не проводилось. В статье обсуждаются и другие возможные причины сходства генов, помимо притока генов от денисовцев, но авторы считают их значительно менее вероятными.