Музей — институт социальной памяти, предназначенный для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. На определенном этапе развития общество осознает какой-либо предмет как ценность, которую необходимо изъять из повседневного обихода, которой перестать пользоваться, чтобы сохранять ее и передавать из поколения в поколение. Именно для изучения и предъявления таких предметов общество и создало особый социальный институт — музей.

1. Когда и зачем появились музеи

У многих музей ассоциируется с древними временами. Поэтому кажется, что и сам по себе музей — нечто древнее, пришедшее из глубины времен. На самом деле музей в нынешнем виде возник на рубеже XVIII–XIX веков, то есть не так давно, около двухсот лет назад. Предыстория музеев связана с коллекционированием (первые известные нам коллекции появились еще в античности: у человека всегда была страсть к собирательству). С эпохи Возрождения люди стали предъявлять такие коллекции другим людям, это и были своеобразные «протомузеи». В XVII веке стали возникать так называемые кабинеты древностей, древнехранилища. Но наиболее распространенным является термин «кунсткамера». Кунсткамера — это уже почти музей. Но у кунсткамеры есть одно существенное отличие от музея в современном понимании, поскольку она собрание «диковин», которые представлены несистематически. Там нет того, что мы сейчас называем экспозицией — смысловой последовательности расположения предметов. Посетитель должен их рассматривать, разбираться, проявлять при этом особое качество, которое по-английски называется словом «curiosity» — любознательность. Еще одно значение этого слова — «чудачество». Интересно, что именно это значение сохранилось в современном русском языке: «курьезный» — это чудаковатый, странный, несерьезный. Кунсткамеры и делались для таких и чудаковатых, и любознательных людей. Затем наступила эпоха Просвещения, и музеи начали создавать свои собрания по некоторым систематическим основаниям

2. Отличие современных музеев от их предшественников

В наши дни в основе многих старых музеев лежит модель просветительского музея. Например, в Вене есть Естественно-научный музей. В нем на каждой витрине стоит бронзовая табличка, на которой по-немецки написано «Systematisch». Это классический просветительский музей, где все разложено по полкам, ящиками, отделам. Этот естественно-научный музей устроен, как линнеевская таблица. А исторический музей просветительского типа устроен, как учебник истории, — от древнейших времен до наших дней. В наиболее чистом виде просветительская модель музея реализовалась в Германии, а оттуда разошлась по всему миру. Современные российские музеи в большинстве своем до сих пор несут в себе черты этой модели. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена по хронологическому принципу. В Третьяковской галерее и Русском музее — по историко-монографическому принципу: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

Рекомендуем по этой теме:
4641
История музея

3. Гедонистические музеи

Такой систематический подход к музею просуществовал много лет. Но была и другая линия в развитии музейного дела, хотя раньше не очень популярная. Это так называемый «гедонистический музей», ориентированный в первую очередь на приятное времяпрепровождение, получение удовольствия, а не на передачу знаний. Сегодня некоторые музеи, в первую очередь художественные, начинают эволюционировать в сторону гедонистического музея.

Рекомендуем по этой теме:
5599
Музейное проектирование

В качестве одного из наиболее чистых примеров такого рода можно назвать Insel Hombroich, современный художественный музей, который находится в местечке Хомбройх под Дюссельдорфом. Музей был основан частным лицом, бизнесменом. Этот человек, заработав большой капитал как риэлтор, прекратил свою деятельность и вложил все деньги в создание прекрасного музея. Он купил участок земли и объявил его островом, назвав его Insel Hombroich («Остров Хомбройх»). На этой сельскохозяйственной пустоши он насадил сады, причем этим занимались ландшафтные архитекторы. Все это очень красиво, продуманно, там поставлены специальные павильоны, построены, кстати сказать, из старого голландского кирпича от разобранных построек — это очень экологичный проект. А внутри этих павильонов он разместил огромную художественную коллекцию. И при этом диапазон коллекции — от работ современников основателя до офортов Рембрандта, от мобилей Колдера до кхмерской скульптуры. Все эти предметы были представлены вперемешку, и при этом в экспозиции нет ни одной этикетки. Смысл состоит в том, что человек приходит в музей не за знаниями, а за удовольствием: послушать журчание ручейка, посмотреть на прекрасные произведения искусства и получить от всего этого эстетическое наслаждение.

4. Интерактивность современных музеев

Перемены стали происходить также с естественно-научными и научно-техническими музеями. Дидактическая система просветительского музея плохо работает применительно к современному посетителю. Сегодняшнего посетителя можно охарактеризовать известной китайской поговоркой: «Расскажите — и я забуду, покажите — и я запомню, дайте мне сделать — и я пойму». Поэтому в музеях все чаще используются элементы интерактивности. В музеях исторической реконструкции посетителям дают возможность пожить в пещере, как первобытным людям, или выковать гвоздь в кузнице. Понимание и запоминание происходит через непосредственное участие. Элементы интерактивности сегодня есть даже в художественных музеях. «Даже» — поскольку искусство наиболее сложно для таких активных интерпретационных техник. Ведь произведения искусства, как правило, нельзя трогать.

Так, например, в музее Виктории и Альберта в Лондоне есть так называемая Английская галерея. Там в отделе XVIII века висит портрет, на котором дама в соответствующем наряде стоит рядом с сервизом. В этом же зале стоит в натуре такой же сервиз, в витрине висит такое же платье. А рядом с сервизом лежит бой фарфора, который можно трогать руками. Висит копия этого платья, ее может надеть любая посетительница и сфотографироваться. Это примеры интерактивности в художественном музее.

5. Связь уровня культуры общества и музеев

Напомню, что музей — это специальное место, которое хранит объекты, изъятые из повседневного обихода. Поэтому музей является очень точным «термометром» состояния культуры общества и культурного здоровья: чем выше культура, тем больший круг объектов оно осознает как ценности, которые нужно уже не использовать по первоначальному назначению, а сохранять. Сейчас в нашей стране музеи пополняются очень медленно и плохо, что показывает не очень хорошее состояние культуры. Еще страшнее процесс демузеефикации, когда из музея извлекают экспонаты и опять начинают их использовать по первоначальному назначению. В основном это относится к памятникам древнерусского искусства, к иконописи. Это говорит о том, что наше общество в культурном плане деградирует.