Совместно с сайтом «LookAtMe» мы запустили спецпроект, в котором просим наших ученых ответить на довольно простые, на первый взгляд, но спорные вопросы читателей. Для вас мы выбрали самые интересные ответы экспертов ПостНауки.

«Для всех» квантовый компьютер не нужен. Хотя в переводе «компьютер» означает «вычислитель», мы, как правило, используем наши компьютеры не для вычислений, а как средство обмена информацией. Квантовый же компьютер предназначен именно для вычислений, он позволяет решать некоторые задачи кардинально быстрее, чем обычный. Однако и здесь есть ограничения: преимущество достигается только для определённого, очень ограниченного класса задач, одна из которых — расшифровка криптографических кодов. Поэтому квантовые компьютеры мечтают заполучить хакеры, а также спецслужбы всех стран!

Кроме ведения информационной войны, квантовый компьютер применим и для «мирных» задач, например для изучения физики твёрдого тела и создания новых материалов. А новые материалы — это и высокотемпературная сверхпроводимость (линии электропередач без потерь), и лёгкие быстрые транспортные средства, и мощные линии связи, и лекарства, и новые микросхемы для наших обычных компьютеров и смартфонов. Подобные применения квантовая технология найдёт уже в ближайшие годы.

Квантовый компьютер

Более того, технология изготовления микросхем развивается так быстро, что каждые пару лет размер элементарной ячейки (транзистора) уменьшается в два раза. Удивительно, но эта закономерность действует уже более полувека! А если этот темп сохранится еще несколько лет, размеры транзистора приблизятся к атомным. А на таких масштабах расстояний уже вовсю действуют законы микромира, то есть законы квантовой физики. В этом смысле уже в течение одного-двух десятилетий все компьютеры станут квантовыми.