Чистая культура — это ключевое понятие микробиологии в течение всего XX века. Чтобы понять его смысл, нужно вспомнить, что микроорганизмы очень малы, их клетки в десятки, даже в сотни раз меньше клеток высших организмов. Они очень заурядны с точки зрения морфологии: палочки, шарики (кокки), в крайнем случае — спирали или нити. То есть, описывать их по внешним признакам, как высшие организмы, невозможно. Но они различаются между собой по химическим процессам, которые они осуществляют, это и есть их самая главная черта. Но в природе они существуют в виде смесей, каждый раз разных. Можно описать суммарный химический процесс, который осуществляет эта смесь, но установить роль отдельного микроба и описать его свойства невозможно.

Здесь на помощь приходят чистые культуры. Гениальное изобретение принадлежит Роберту Коху, который был медицинским микробиологом. Он понял, что если микроорганизмы выращивать на том, что у нас называется «твердая среда», а на самом деле это что-то типа желе — полутвердая субстанция, которая делается такой с помощью полисахарида агар-агара, то на какой-то ее участок попадает одна единственная клетка (для этого должна быть правильная концентрация клеток в жидкой среде). Эта клетка начинает делиться, производя только себе подобных, и через некоторое время они превращаются в видимое глазом образование (сгусток одинаковых клеток). Такое образование называется «колония» они начинают размножаться, воспроизводя только себе подобных. После этого колония переносится в жидкую среду, и в этой жидкой среде уже растут совершенно идентичные микробы, которые можно исследовать как единый организм.

Это замечательное изобретение открыло дорогу стремительному развитию микробиологии, потому что оказалось, что, подобрав правильно условия культивирования, можно клетки любого микроба получить в чистом виде, то есть, свободными от клеток других микробов, и исследовать, допустим, сто миллионов клеток, как одну единственную. И так микробиология развивалась весь ХХ век. Микроорганизмам можно было дать какое-то имя, описать их свойства, выяснить чем они отличаются друг от друга, распределить их, создать некоторую таксономию — виды, роды и двигаться дальше.Так, благодаря этому методу, микробиология в ХХ веке стала самостоятельной наукой, стоящей на очень прочных методических основах. Было описано большое количество микробов, создана их систематика, исследованы законы роста и использования субстратов, изучены разнообразные микробные процессы и ферменты, за счет работы которых эти процессы осуществлялись.

И вдруг, где-то в 80-е — 90-е годы ХХ века все катастрофическим образом изменилось. Оказалось, что, если чистые культуры посадить в одну пробирку, они часто начинают вести себя совершенно иначе, чем они себя ведут поодиночке. Химические процессы, за счет которых они существуют, влияют друг на друга — ингибируют или стимулируют. Точно так же и в природных микробных сообществах, которые состоят из огромного количества самых разных микробов, они связаны этими взаимодействиями. Поэтому мы, исследуя чистую культуру в лаборатории, не имеем права экстраполировать ее свойства на природные или даже лабораторные смеси.

Второе потрясение связано с развитием молекулярных методов идентификации микроорганизмов — после того, как уже развились методы геномного анализа. В самом начале, когда все еще было трудоемко и тяжело, в геноме микробов был выбран один общий участок, который есть у всех (это ген рибосомальной РНК). Он был принят за стандартный паспорт или штрих-код, и по степени различия в последовательности энуклеотидов на этом участке все микроорганизмы были расположены на филогенетическом дереве, что раньше никогда никому не удавалось. Точно также на этом дереве можно расположить и эти гены-маркеры, полученные непосредственно из природной среды. И тут оказалось, что мы знаем (то есть изучали в виде лабораторных культур) только 5% микроорганизмов. То есть, у нас оказалось две области знаний: классическая «культуральная» микробиология, изучающая чистые культуры, и молекулярная экология микроорганизмов, дающая нам знание о разнообразии микроорганизмов в природном сообществе, но если эти микроорганизмы — некультивируемые, мы не знаем, какими свойствами они обладают.

Теперь мы перед дилеммой: заниматься ли чистыми культурами, выделять ли новых микробов или исследовать сложные системы, уже пользуясь современными молекулярно-биологическими инструментами и их все-таки пытаться охарактеризовать, потому что описание микроба — это, конечно, узкая, частная задача. Ее, конечно, нужно применить либо к экологии, либо к биотехнологии, как-то ее связать с другими областями знания. Нужны ли во втором варианте чистые культуры? Все-таки да. Во-первых, таксономия пока еще невозможна без чистых культур, и какой-то порядок в мире микробов создать без них довольно трудно. Во-вторых, биотехнология. Ведь если мы работаем с чистой культурой, все более или менее подконтрольно и обозримо. Но если мы у нас микробное сообщество, смесь микробов, там могут идти процессы, за которыми мы не в состоянии уследить; например, пропорции отдельных микроорганизмов в сообществе изменятся, и мы ничего не сможем сделать. Так что для биотехнологии чистые культуры необходимы.

Биотехнологии

Знание чистых культур дает нам какую-то информацию о свойствах этих организмов. И если мы находим «штрих-код», ген 16s РНК в природе, то сразу помещаем этого микроба на «дерево», и по ближайшим родственникам можем предположить, что он делает в своем природном местообитании. Причем если он там присутствует в большом количестве, то можно предположить, что соответствующий химический процесс там и идет. И наоборот, получив информацию о том, какие микробы есть в природном сообществе, мы можем попытаться выделить их в чистую культуру, изучить свойства и смоделировать поведение в природной системе. То есть сейчас микробиология уже прошла эту развилку, и культуральные и некультуральные методы используются в сочетании. Чистые культуры по-прежнему в цене, это такой «золотой запас».

Каким образом исследуются сложные системы без выделения чистых культур, каким образом они выбираются для исследования? Конечно, во-первых, это системы масштабные — почва или морские системы. Или это могут быть какие-то исключительные системы, например, «черные курильщики» на дне океана, или микроорганизмы, которые обитают на большой глубине под землей, при высоких температурах — там, оказывается, тоже богатейшая микробная жизнь. Есть пример, когда микроорганизм был описан полностью без выделения чистой культуры. Из южноафриканской золотодобывающей шахты была получена ДНК, и оказалось, что это практически чистая культура, один-единственный микроб. Был секвенирован его геном и описаны все его свойства, но получить его рост в лабораторных условиях так до сих пор никому и не удалось.

В принципе, дело будущего — это когда из одной клетки секвенируется полный геном этого организма. Это уже происходит, это дорого, сложно, но это уже есть. И в принципе для биотехнологии можно будет взять из этого генома интересующий ген, получить необходимый белок, ну и так далее. И все же до заката чистых культур еще далеко.