Уильям Шекспир — всемирно известный английский поэт, писатель и драматург, который жил и творил во второй половине XVI века. Спустя 400 лет пьесы Шекспира ставят по всему миру чаще, чем произведения других авторов. Недостаток информации о жизни драматурга породил массу мифов о нем и его творчестве. До сих пор многие скептики сомневаются в том, что Шекспир — это не творческий псевдоним, за которым скрывается известный автор или целая группа творцов. О том, почему эти сомнения несостоятельны, рассказывает филолог Андрей Липгарт.

Рекомендуем по этой теме:

Как рождались сомнения 

Сомнения в том, что великие произведения были написаны скромным провинциалом, который окончил среднюю школу в Стратфорде (о чем не осталось письменных свидетельств) и не получил университетского образования, начали массово звучать в середине XIX века. К тому времени за Шекспиром-драматургом прочно укрепилась репутация национального гения. По меткому выражению Бернарда Шоу, набирали силу «бардопоклонники»: читатели и исследователи открывали в Шекспире все новые и новые глубины мысли и высоты духа, а также обнаруживали у него энциклопедические знания, которым позавидовали бы Вольтер, Дидро и целые академические учреждения. В какой-то момент показалось, что эти высоты, глубины и знания никак не соотносятся с фигурой стратфордского Шекспира — человека, который успешно проводил финансовые операции вплоть до выкупа церковной десятины, сумел обзавестись солидной недвижимостью в родном городе, давал деньги взаймы под проценты. В завещании он не упомянул написанные им великие творения и предположительно принадлежавшие ему книги, но зато детально оговорил распределение собственности между наследниками и оставил жене «вторую по качеству» кровать. Творец «Ромео и Джульетты» оставляет спутнице жизни «вторую по качеству» кровать! Перенести это было просто невозможно.

Ужаснувшись расхождением между идеальным образом драматурга и фигурой реального человека, специалисты срочно занялись поиском кандидатуры на роль настоящего автора произведений, которые приписывались Шекспиру. В 70-х годах XVIII века возникла так называемая группа антистратфордианцев — исследователей, которые отрицали авторство Уильяма Шекспира из города Стратфорд и продолжают настаивать на своей точке зрения по сей день. Внутри этого сообщества существует множество гипотез о том, кто на самом деле написал все пьесы драматурга. Претендентов на эту роль насчитывается более восьмидесяти. При этом антистратфордианцы не отрицают само существование Шекспира. Многие из них уверены, что он был актером и просто дал разрешение на использование своего имени в качестве псевдонима. 

Как сомнения в авторстве Шекспира связаны с историческим контекстом

Развитию сомнений в авторстве Шекспира способствовала историческая обстановка. На фоне растущей популярности Шекспира просвещенную Европу охватила мода на текстологию. Исследователи разной величины пытались оспорить авторство Гомера, подлинность Библии, существование многих известных писателей. И шекспировский вопрос стал одним из многих. А уже позднее, в XIX веке, проблема авторства не была уникальной. К тому моменту уже сложилась традиция искажения истории. Необыкновенная образованность, возвышенность и другие добродетели приписывались наиболее ярким представителям настоящего и прошлого. И в английской культуре они в первую очередь были связаны с именем Шекспира.

Что «не так» с Шекспиром

Свои сомнения в авторстве Шекспира антистратфордианцы обосновывали несколькими аргументами. В первую очередь их настораживало происхождение драматурга. Он родился в маленьком городке, численность которого не превышала 1500 человек; местные жители занимались забоем животных, дублением овечьих шкур и торговлей шерстью. По мнению антистратфордианцев, человек, выросший в такой среде, просто не мог знать об особенностях охоты и «благородных» игр, которые он описывает в своих произведениях, — тенниса и боулза. 

Кроме того, антистратфордианцы сомневались и в грамотности драматурга. Информация о том, что отец или мать Шекспира были грамотными, не сохранилась. В документе, который играл роль свидетельства о браке, родители Шекспира поставили крестик; одна из дочерей драматурга, Джудит, также ставила крестик вместо подписи, а подпись Сюзанны, второй дочери Шекспира, некоторые современники посчитали не росчерком, а рисунком. Что касается самого драматурга, то исследователи обнаружили[]Schoenbaum S. William Shakespeare: Records and Images. — Oxford: Oxford University Press, 1981 шесть вариантов его подписи на официальных документах, но не на рукописях. Кроме того, не сохранилось никакой информации о том, что Шекспир посещал школу грамотности, которая находилась всего в 800 метрах от его дома. Журналы с оценками или отметками о посещаемости того времени также не сохранились. 

Если не Шекспир, то кто?

Первую целостную антистратфордианскую теорию выдвинула писательница Делия Бэкон в 1845 году. Она утверждала, что произведения Шекспира на самом деле были написаны коллективом авторов, которыми руководил Фрэнсис Бэкон — с его глубокими познаниями в области литературы, иностранных языков, географии, философии и юриспруденции. Бэкон считался наиболее подходящей персоной на роль автора произведений: он был практикующим юристом, а в шекспировских пьесах была масса юридической терминологии. Специалисты предложили ряд сложнейших объяснений того, почему Бэкон счел необходимым держать свое авторство в секрете и почему эта тайна была раскрыта только через двести с лишним лет после публикации великих творений. По мнению антистратфордианцев, целью Бэкона было распространение новых веяний и взглядов в философии и политике в массах. 

Приверженцы традиционной теории авторства в течение полувека старались, как могли, доказать несуразность сомнений. Ответом на их опровержение стала очередная волна работ «новых хронологов»[]Новая хронология — теория радикального пересмотра всемирной истории, основанная на идее о неправильной интерпретации и фальсификации исторических документов. А с начала XX века, когда к Бэкону стали стремительно добавлять новых кандидатов на авторство, в том числе и целые творческие коллективы, ситуация стала казаться совершенно абсурдной. 

Почему Шекспир — это Шекспир

В споре между стратфордианцами и антистратфордианцами значимыми для шекспироведения являются лишь несколько моментов. Во-первых, неопровержимых свидетельств того, что Шекспир не был автором шекспировских текстов, не существует. Не существует и доказательств коллективного авторства: граф Рэтленд с супругой, Мэри Сидни-Пембрук, граф Оксфорд или граф Дерби.

Во-вторых, оценить, насколько существенны для стилистического анализа пьес и общей филологической интерпретации классические аллюзии и юридические термины, в наши дни уже невозможно.

Рекомендуем по этой теме:

Антистратфордианцы приписывают автору шекспировских текстов точность в деталях, которая, как показали современные исследования, на самом деле никогда не была его сильной стороной. Достаточно вспомнить сцену суда над Шейлоком в «Венецианском купце», где одновременно в роли прокурора, адвоката и судьи, к радости собравшихся венецианцев, выступает непонятно откуда взявшийся самозванец — переодетая Порция. После чего начинают твориться вещи, невообразимые с точки зрения как современного, так и елизаветинского судопроизводства. Драматический эффект здесь достигается вовсе не за счет процедурных подробностей, а совершенно иначе. 

Так что энциклопедизм, который якобы присутствует в пьесах, является в большой мере фантомом, а сила эстетического воздействия произведений Шекспира объясняется его работой с текстом и новаторским подходом.

Дополнительные материалы:

Schoenbaum S. William Shakespeare: Records and Images. / Oxford: Oxford University Press, 1981

М. М. Морозов. Язык и стиль Шекспира / Шекспир, Бернс, Шоу. 1967

Petr Plecháč. Relative contributions of Shakespeare and Fletcher in Henry VIII: An Analysis Based on Most Frequent Words and Most Frequent Rhythmic Patterns. 10. 2019