В рубрике «Что читать» эксперты ПостНауки рекомендуют самые актуальные и интересные книги из области их научных исследований. Биолог Ирина Бёме рассказывает о книге российского этолога Евгения Панова «Эволюция диалога».

Процесс общения, коммуникации является неотъемлемой частью любого социального поведения. Трудно представить себе общественное поведение без обмена информацией или же систему передачи информации, которая не была бы в каком-то смысле общественной. Когда животное совершает некое действие, изменяющее поведение другой особи, можно говорить о том, что имеет место коммуникация. Следовательно, у каждого вида должны существовать определенные способы передачи информации. Это различные способы сигнализации, которые по аналогии с человеком могут быть условно названы «языком». Многие виды обладают развитыми сигнальными системами и используют для обмена информацией различные каналы: зрительный, акустический, химический, тактильный. Что такое сигнал? Соответствует ли коммуникация, «язык» животных языку человека? Как идет формирование сигнализации?

В книге Евгения Панова рассмотрены различные способы общения животных. Самый древний способ передачи информации — обмен химическими сигналами. Уже у бактерий находят такой способ общения. Передача сигнала посредством запаха имеет целый ряд преимуществ: он не требует больших энергетических затрат, распространяется в любое время суток, легко обходит препятствия и может длительное время сохраняться в окружающей среде. Хемокоммуникация встречается в большинстве групп животных, среди позвоночных ее активно используют все классы, за исключением птиц. Хотя в последнее время появляется все больше сведений о том, что и птицы способны воспринимать запахи. Пожалуй, лучше всего такой способ общения изучен у насекомых и млекопитающих.

Дуэты у птиц

С появлением и развитием зрения стал формироваться другой канал связи — зрительный. Многие организмы не только приобрели способность различать очертания и контуры предметов, но и стали обладателями цветного зрения. Сразу можно понять, у кого этот способ общения развит лучше всего, стоит только посмотреть на окраску: многие беспозвоночные, прежде всего насекомые, обладают прекрасным зрением, это позволяет без лишних энергетических затрат передать информацию о своем физиологическом состоянии, предупредить о приближении врага и привлечь брачного партнера. Широко используют зрительный канал и позвоночные: яркие наряды птиц, рыб, амфибий, рептилий и брачные танцы — прекрасный пример такого общения. А вот среди млекопитающих цветное зрение развито только у представителей семейства беличьих, приматов и у человека. Для представителей других видов, ведущих ночной и сумеречный образ жизни, обладание цветным зрением становится просто ненужным.

В некоторых группах животных развит звуковой канал передачи информации. Его широко используют насекомые, рыбы, амфибии, птицы и млекопитающие. Для многих видов млекопитающих и птиц составлены «словари» сигналов, благодаря вторым передается информация. Однако, как пишет автор, «учитывая богатое разнообразие вокализации многих видов пернатых, можно было бы предположить, что они способны транслировать конспецификам достаточно содержательные сообщения». Однако непрекращающиеся попытки подтвердить эту мысль на поверку оказываются тщетными. Так, по мнению Уильяма Фитча, создается впечатление, что «поиски каких-то сложностей в коммуникации животных вышли на плато… Животные обладают весьма богатым внутренним миром и в то же время на удивление малой способностью выразить то, что у них в голове, в форме коммуникативных сигналов». Евгений Панов целиком поддерживает эту точку зрения, считая, что акустический репертуар птиц представляет собой почти идеальный континуум и «в результате то, что называют „сигналами“, несущими то или иное значение для конспецификов, — это, по сути дела, не более чем виртуальные сущности». Как же возникло речевое общение человека? Может ли существовать язык без речи? Как общались наши предки? На эти вопросы также можно найти ответы в последней главе книги. Речь служит чрезвычайно эффективным средством общения, особенно при передаче абстрактных понятий, а наличие письменности делает возможным передачу информации в пространстве и времени.

5 книг об этологии

В последнее время появляется большое количество книг и статей, посвященных изучению языка человека и животных. Почему столь интересна книга «Эволюция диалога»? В ней автор не просто анализирует данную проблему, он дает скрупулезный критический анализ многим современным исследованиям по биокоммуникации. И этот анализ жесткий, критичный, ведется оживленная полемика с противниками воззрений автора. И в то же время приводится набор фактов, которые можно трактовать различно, но ознакомиться с ними весьма полезно как специалистам-этологам, так и всем, кто интересуется вопросами передачи информации, общением в мире животных, происхождением языка человека. Помогает сделать это и CD-диск, приложенный к книге.