Исследования планетных систем — как нашего Солнца, так и других звезд — продвигаются столь стремительно, что книгам не угнаться за новыми результатами. Научные новости приходят каждый день, а книги рождаются годами. Поэтому самое последнее лучше узнавать из журналов («Вселенная, пространство, время», «Земля и Вселенная», «Новости космонавтики» и др.) или же на качественных интернет-сайтах. А у книг о планетах своя задача: рассказать об истории исследований, описать методы поиска и изучения планет, развернуть перед читателем панораму иных миров и наметить ближайшие перспективы.

Гибилиско С. Астрономия без тайн. М.: Эксмо, 2008.

Когда мне предложили перевести книгу Стэна Гибилиско «Астрономия без тайн», я сначала был настроен скептически: разве рассказ о Вселенной может быть без тайн? А если может, то кого же он заинтересует, если в нем нет частички таинственного? Однако, работая над книгой, я постепенно оценил эту новую форму. Не зря автор дал ей подзаголовок — Путеводитель. Действительно, книга проводит читателя по важнейшим ступеням астрономии, не перепрыгивая ни через одну из них и простыми тестами с вариантами ответов помогая контролировать пройденное. В ней нет ничего лишнего, и очень много полезного — от азов астрономии до проектов межзвездных экспедиций. Но в основном она посвящена Солнечной системе. Рекомендую ее всем, кто впервые решился на систематическое знакомство с астрономией. Книга не содержит формул и сложных терминов. Но читать ее — не развлечение, а приятная работа.

Кокс Б. Чудеса Солнечной системы. М.: Эксмо, 2012.

Автор книги — Брайан Кокс, английский физик, профессор Манчестерского университета, занимается экспериментами на Большом адронном коллайдере и широко известен в мире как популяризатор астрономии и физики, участвующий во многих проектах BBC. Фильмы с его участием в последнее время идут и на российских телеканалах. Книгу «Wonders of the Solar system» он написал в 2010 г. совместно с Эндрю Коэном (Andrew Cohen). Это яркий альбом фотографий и рисунков с краткими, но ёмкими сопроводительными статьями. Сам профессор Кокс как проходной персонаж присутствует на многих страницах книги, сфотографированный в разных местах Земли — над вулканами и в пещерах, в пустынях и джунглях, сравнивающий природу нашей и других планет. В техническом смысле книга отлично издана, но перевод, мягко говоря, не безупречен. Любителям физики и астрономии это дает возможность проверить свои знания и «с чувством глубокого удовлетворения» обнаруживать ошибки перевода. Работа редактора русского издания местами тоже вызывает улыбку, так что хорошее настроение читателю гарантировано. Но в целом это мелочи. Научный материал книги чрезвычайно свежий, иллюстрации отличные, инфографика ясная и полезная, а язык простой и образный. Эту книгу я советую как школьникам, так и их родителям.

Ксанфомалити Л. В. Парад планет. М.: Наука. Физматлит, 1997.

Классическая книга, подводящая итог эпохи «бури и натиска» в исследовании Солнечной системы автоматическими зондами. Автор — непосредственный участник разведки планет и разработчик многих экспериментов на отечественных космических аппаратах. К тому же он замечательный рассказчик, сохранивший в своей памяти редкие эпизоды увлекательной работы первопроходцев межпланетных трасс. Тематика книги широка — планеты, спутники, астероиды, кометы и даже экзопланеты. Хотя некоторые численные данные, приведенные в тексте, уже нуждаются в коррекции, я горячо рекомендую книгу Леонида Васильевича Ксанфомалити всем любознательным читателям, желающим получить информацию из первых рук. Книга нисколько не устарела; более того — в ней вы найдете то, о чем уже не могут рассказать более молодые авторы.

Бережной А. А. и др. Солнечная система. М.: Физматлит, 2008.

Это вторая книга из серии «Астрономия и астрофизика», которую в последние годы создают отечественные астрономы при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Все книги рассчитаны на читателей, знакомых с элементарной астрономией в объеме школьного курса. Первая книга этой серии была посвящена телескопам и методам наблюдений. Третья и четвертая рассказывают о звездах и галактиках. А книга «Солнечная система» целиком посвящена нашей планетной системе.

Ее авторы — ведущие специалисты по исследованию планет, спутников и астероидов. Изданная 5 лет назад, эта книга остается наиболее полной и глубокой из доступных любителям астрономии. Она охватывает элементы небесной механики, историю исследований планет и наиболее важные сведения об их природе.

Теерикорпи П. и др. Эволюция Вселенной и происхождение жизни. М.: Эксмо, 2010.

В английском оригинале эта книга имеет подзаголовок: «Поиск наших космических корней». Как жизнь пришла в наш мир? Этот вопрос волнует всех ученых и просто любознательных людей. За прошедшие тысячелетия было много попыток угадать, как произошла жизнь — все религиозные учения предлагали свои вариант. Но ученые хотят выяснить, как это было на самом деле и где. Сегодня любой рассказ о планетах начинают астрономы, а продолжают биологи. Уже открыты тысячи планет, но живое вещество известно пока только на Земле. Это одна из величайших загадок природы, это вызов науке. Астроном Пекка Теерикорпи и его коллеги — астрономы и биологи из Финляндии, России и США — простым языком, но на самом высоком уровне рассказывают о последних достижениях в космологии, планетологии и астробиологии. Сложность — 5 баллов.