Психология развития, или Зачем детям нужны взрослые

Анимационный фильм ПостНаука Production о потребностях детей и их адаптации в обществе

24.02.2016
39 002
ПостНаука Animate — это цикл анимационных фильмов, основанных на материалах ИД «ПостНаука». Новый выпуск, созданный совместно с благотворительным фондом «Арифметика добра», посвящен значению семьи в развитии ребенка. Научный консультант фильма — доктор психологических наук Наталия Толстых.

Традиция усыновления появилась давно: Моисей, Аристотель, Жан-Жак Руссо, Эдгар По, Нельсон Мандела, Стив Джобс, Коко Шанель — все они воспитывались в приемных семьях. В 1940-х годах психолог Рене Спитц ввел в научный оборот понятие «госпитализм», или «больничный синдром». Этот термин описывает физические и психологические нарушения у ребенка, который находится в больнице без матери. Теперь мы знаем, что воспитывать ребенка в детском доме, о чем мечтала советская педагогика, неправильно.

003

Ученые поняли, что дети испытывают стресс, оставшись без родителей даже ненадолго. А у воспитанников детского дома этот стресс вырастает в проблемы восприятия и себя, и окружающего мира. Еще одно важное понятие в психологии развития — это социальная депривация, лишение такой жизненно важной потребности, как общение со взрослыми.

Как это отражается на развитии личности ребенка? Все начинается с рождения. Ребенок покидает безопасную утробу матери и приходит в мир, где его могут ждать или не ждать. Если его не ждут, то мир становится враждебным для ребенка, и базисное доверие к такому миру не формируется. Привязанность ребенка к взрослому формируется в конце первого года жизни и появляется в результате общения. Но если ребенок не раз привязывался к взрослому, а потом разлучался с ним (речь может идти как о приемных родителях, так и о нянях), то малыш может потерять способность испытывать привязанность.

001

К трем годам начинает формироваться то, что психологи называют «образ Я». Когда ребенок растет в семье, его продолжают любить, несмотря на проступки и шалости. В детском доме на него обращают внимание, когда он сделал что-то не так, и ребенок начинает оценивать себя так: «Я — плохой».

В возрасте от 3 до 5 лет для развития важна игра. Если ребенок растет в семье, то его воображение включается легко. А в детском доме воспитанники часто не могут придумать, что делать с игрушками. Они не знают, откуда появляются самые простые вещи, и очень сложно адаптируются в обществе, будучи уже подростками. Все это приводит к тому, что им сложно создавать семью и испытывать новые привязанности.

Чтобы дети росли счастливыми людьми, им нужны взрослые. Именно они помогут вернуть доверие к миру, разобраться с внутренним Я, научат выбирать свой путь.

001

Взрослые могут усыновить ребенка или оформить опеку или попечительство. Чтобы помочь ребенку, можно стать его наставником и брать его из детского дома на выходные или каникулы в гостевом режиме. Также взрослые могут поддержать благотворительную организацию, которая помогает детям из детского дома адаптироваться в школе, подготовиться к экзаменам и выбрать профессию.

редакция проекта ПостНаука
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • Перевернутое мышление, один из признаков психических отклонений, на мой взгляд. К сожалению, отходя от основных понятий некоторые, по ошибке или по умыслу, подчас, не очень хорошему подменяют понятия и расширяют их до размеров, в которые такие понятия не могут входить, по определению. Так, слово любовь выражает отношения между людьми, но это понятие начинают применять и по отношению к скотине, кошке, собаке и т.д. При этом опять видоизменяют понятия скотины на животных, а домашних животных просто называют животными, забывая при этом, что домашние животные живут в доме, а не в квартире, где со всех сторон живут соседи, которые являются совладельцами межквартирных стен. И вот, человек, живущий в квартире, начинает утверждать, что соседей не касается, есть ли у него кошка или собака и сколько их. Более того, собак выводят на совместную лестничную площадку, да ещё и без намордника. Сосед может не только бояться собаки, но у него может быть ещё и аллергия на собак. Продолжать можно и дальше, но и так уже ясно, что подмена и переворачивание понятий, подчас, приводят к противному от намеченного результату обсуждения.
    Теперь по теме: «Зачем детям нужны взрослые?» Чушеизм вопроса очевиден, хотя его можно и раскрыть. Да не зачем. Просто природа так устроена, что у каждого ребенка есть родители, которые рожают ребенка, воспитывают и защищают его, и т.д. Те виды животных, а человек тоже животное, у которых было по другому, просто исчезли. Вот для чего и нужны родители. Для продолжения рода человеческого. Объем заметки, к сожалению, не позволяет раскрыть тематику вопроса более широко.
    spbtpd@mail.ru
    С уважением, Кудинов Александр Петрович.

  • Дмитрий Матюшонок

    «Просто природа так устроена» — и это по вашему ответ на вопрос? Это ответ абсолютно аналогичен фразе «На всё воля божья». Всё равно что спросить как идёт дождь, и получить ответ «просто вода падает с неба».

    Природа так устроена… Но почему она так устроена? Вот на какой вопрос пытается ответить наука.

  • Влад Цепеш

    Первый абзац — бред немного, если честно. Ну да, природа так устроена, что родители детей рожают. А потом их воспитывают и прокармливают. Это вас огорчает или раздражает? К чему этот странный комментарий?

  • Oleg Buldakov

    Все намного жестче чем показано и рассказано. Повторю свой комент к антропогинезу поскольку связанные темы.
    Сознание -это единственное что отличает человека от животного и
    интерес а антропогинезу вызван именно этим. Но на вопрос откуда у
    человека взялось сознание, антропогинез ответа никогда не даст.
    Сознание не оставляет следов на костях да и вообще не имеет к ним
    отношения.
    …Труд сделал из обезяны человека, чтобы освободить руки
    для труда человек встал на ноги (К. Маркс) Труд привел к появлению
    сознания…Все было в точности до наоборот -появление сознания привело к прямождению а затем к сознательной деятельности и труду…
    Нomo Sapiens как биологического вида, если рассматривать его относительно всего остального животного мира, просто не существует.
    Человек без сознания (мед)- овощ)))

    Те редкие факты которые знает человечество о происхождении и развитии сознания заменяются философскими «мысленными эксприментами». Тем не менее эти факты люди знают с детства. Например эффект Маугли.,
    Эффект Маугли заключается в том что ребенок проведя в начале жизни какое-то время без людей не только лишается способностей к сознанию но и к прямохождению,, речи слуху и зрению,человеческой пище, боюсь что к размножению тоже. И какой это тогда животный вид? После этого периода, т.н. человек, способен только к дрессуре.
    Помните в «Гадком утенке», лебедь попав в семью утки, становится лебедем. HOMO никогда не станет человеком в подобной ситуации.
    Так что наличие человека при ребенке и делает его человеком, даже в биологическом смысле, и конечно наличие родителей предпочтительней..

  • Михаил

    Без труда можно разобраться:

    1. Критический возраст развития речи.

    2. Формирование информационной системы распределенных сетей нейронов (РСН) мозга и функций субъективного мира человека (СМЧ) реализуются как исходные (первичные ) сознательные процессы. http://www.zooton.net/ind1202.html

  • Николаева Лариса

    Мне понравилось как учат моего ребенка по новым техникам, чтобы он понимал, что его ждет, какое общество, что нужно знать в жизни, как относиться к человеку, как говорить со взрослыми, как называются предметы и другое. Мы с мужем раз в неделю отправляем своего сына к логопеду. Запись к врачу делаем заранее, через портал http://doctu.ru/krasnodar Логопед составляет программу: обучающее видео, либо чтение и др. Мы привозим ребенка, и он час-два занимается. За два месяца наш ребенок научился большему чем его учили в школе за пол года, мы видим что развитие идет ему на пользу и только этому радуемся.

    Опубликовано материалов
    03586
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    12 557
  • 2
    ПостНаука
    4 068
  • 3
    Михаил Соколов
    2 561
  • 4
    Андрей Цатурян
    2 438
  • 5
    Татьяна Тимофеева
    2 432
  • 6
    Роман Бевзенко
    1 446
  • 7
    Сергей Афонцев
    1 423
  • Новое

  • 4 068
  • 709
  • 2 432
  • 1 423
  • 1 446
  • 2 561
  • 12 557
  • 2 438