ScienceHub #01: Квантовая криптография

Физик Александр Львовский о создании квантового повторителя, безопасной передаче информации и коммерциализации квантовых разработок

- 28.10.2013
В новом проекте ScienceHub главный редактор проекта ПостНаука Ивар Максутов беседует с учеными в их лабораториях о новых технологиях, перспективах исследований и новых профессиях, которые появятся благодаря научным открытиям.

В первом выпуске ПостНаука заглянула в лабораторию квантовой оптики физика Александра Львовского в Российском квантовом центре, чтобы подробнее разобраться в перспективах квантовых технологий в целом и квантовой криптографии в частности.

Квантовые технологии люди определяют по-разному. Я определяю как способность управлять сложными квантовыми системами на основе их индивидуальных компонентов. Я могу привести пример того, что не является квантовой технологией: как правило, говорят, что квантовая технология — это технология, основанная на квантовой физике. Я считаю это определение не совсем правильным потому, что транзистор, например, полностью основан на квантовой физике. Если бы не было квантовой физики, то не было бы транзистора и всей полупроводниковой электроники, на которой основана вся наша жизнь. Тем не менее, транзистор не является квантовой технологией потому, что мы же не умеем управлять отдельными электронами в транзисторе.

Квантовые технологии Физик Александр Львовский об информационной безопасности, квантовой криптографии и сверхточных хронометрах

Современное постиндустриальное общество основано на безопасности информации. Информация является основой существования общества, и именно поэтому у нас сейчас такие информационные скандалы: WikiLeaks, потом Сноуден. Безопасность информации очень важна для нормального существования общества. Любые нарушения этой безопасности начинают лихорадить общество, чем мы будем идти дальше, тем важнее будет обеспечение информации. Таким образом, становится все более важным передавать информацию на расстоянии. При передаче информации на далекое расстояние она как раз наиболее уязвима, и здесь квантовые технологии становятся полезными, потому что как безопасным образом можно передать информацию на расстоянии? Используется криптография. Что такое криптография? Когда есть некий секретный код, передающий и принимающий партнер, у них есть общий, известный только им, код, и один из партнеров кодирует сообщение с помощью этого кода, потом передается закодированное сообщение и раскодируется с помощью копий того же самого кода.

Рынок квантовых технологий пока невелик, я говорил пока лишь об одной технологии, а именно о квантовых линиях связи. Вряд ли на поддержку новой техники потребуется знание квантовой физики, надеюсь, она будет самодостаточна. В перспективе квантовых технологий будет гораздо больше: это и сверхточные часы, и сверхточные датчики, и новые перспективы в материаловедении, и в создании новых материалов, и те же самые квантовые компьютеры. Как я сказал, что когда мы пересечем эту границу, когда технология пересечет границу между классическим и квантовым миром, то произойдет «бум» квантовых технологий, произойдет резкое развитие, в том числе и рынка. Но сейчас практически единственная квантовая технология, которая имеет коммерческое применение, — это именно квантовые линии связи.

PhD in Physics, профессор физического факультета университета Калгари, руководитель научной группы, член научного совета Российского квантового центра, редактор научного журнала Optics Express
  • Дмитрий

Отличный материал и великолепная идея новой рубрики! Было интересно, спасибо.

• Андрей Бочегов

А как думаете вы? Компонент или компонента? Или, в случае родительного падежа, компонентов или компонент? Или это вопрос квантовой неопределённости?