«Образ нового родительства подразумевает равноправное участие отца и матери в воспитании ребенка»

Интервью с психологом Натальей Кисельниковой (Волковой) о парадоксе родительства, мотивах к рождению детей и различных семейных моделях

- 11.11.2014
25 555
drinks machine
Материал подготовлен на основе радиопередачи «ПостНаука» на радио Говорит Москва. Ведущий — шеф-редактор проекта «ПостНаука» Юлия Полевая, гость эфира — кандидат психологических наук Наталья Кисельникова.

— Давайте попробуем разобраться, что такое психология родительства и почему психологи заинтересовались таким феноменом, как родительство.

— Интересный вопрос. Как это порой бывает в науке, исследователи начинают что-то изучать, если для этого есть определенный социальный запрос или социальный интерес. То есть что-то такое происходит в обществе, на что нет пока ответов, и люди пытаются найти решение проблемы. В данном случае одной из проблем стало падение рождаемости. Это, конечно, только одна из причин, которая сподвигла исследователей на изучение психологии родительства, но не единственная. Был ряд ученых, которые уже на заре становления психологии интересовались отдельными аспектами психологии родительства, например тем, как личность родителей влияет на ребенка, как меняется сам человек, когда становится родителем. Кроме того, возник научный интерес к самым ранним этапам развития психики ребенка, которые невозможно рассматривать в отрыве от психологии родителя, и так появились новые разделы — пренатальная и перинатальная психология.

И все же, если говорить о социальных корнях этой области исследований, то да, это было во многом связано с демографическим кризисом. В разных европейских странах были проведены экономические исследования, в которых изучали всевозможные факторы материального благополучия, например обеспеченность жильем, уровень дохода, и их связь с желанием людей заводить детей. Проводили определенную социально-экономическую политику по поддержке родителей, но в Европе все эти меры оказались не очень эффективными. И когда экономисты столкнулись с тем, что их гипотезы не объясняют демографический спад, они вспомнили о психологах. То есть сами экономисты пришли к выводу, что речь идет о сдвиге в ценностях и установках относительно детей, который произошел у людей в экономически развитом обществе.

— В конце ХХ века произошел сдвиг ценностей?

— Точную дату сложно назвать, но, безусловно, в странах Европы, США, в странах с развитой экономикой ценностный сдвиг происходил в связи с ростом материального благополучия.

— Когда в России появилось направление психологии родительства?

— Несколько позже. Отдельными аспектами психологии семьи, супружеских отношений и психологии детско-родительских отношений начали заниматься гораздо раньше. Но это все были подступы к развитию психологии родительства как самостоятельной отрасли психологии. А первые работы, в которых зазвучали слова «психология материнства», появились в 90-х годах ХХ века, «психология родительства» — в начале 2000-х.

— Какие направления есть в психологии родительства?

— Сфера психологии родительства неоднородна. В нее входит и психология отцовства, и психология материнства, если делить по половому признаку родителей. Есть психология репродуктивного поведения — направление, которое изучает факторы желания и нежелания родителей заводить детей. Перинатальная психология, изучающая, как условия жизни, в том числе поведение родителей, только родившегося ребенка влияют на его развитие. Психология межродительских отношений тоже входит в эту область.

— Поговорим о том, как вы исследуете мотивацию и принятие решения заводить детей. Как оно появляется, от чего зависит?

— Это направление мы сейчас разрабатываем с коллегами из Беларуси, и это исследование поддерживает Российский гуманитарный научный фонд. Наше исследование связано с выявлением психологических факторов, которые влияют на принятие решений о рождении детей. В России такого исследования пока не было проведено. Пока мы очень тщательно знакомились с зарубежной литературой, там много данных накоплено, и выявлены очень интересные вещи. Например, известно, что те факторы, которые влияли на рождение детей до 80-х годов, сейчас уже не так актуальны. Еще в 80-е годы были более традиционные представления о роли матери и отца и считалось, что идеальная женщина — та, которая обязательно хочет стать матерью, которая получает удовольствие от рождения и воспитания детей, что без этого она потеряет смысл жизни. Отец же является кормильцем семьи — такой традиционный образ мужчины, который принимает минимальное участие в жизни семьи и воспитании детей. Поэтому вопрос о принятии решения — заводить ребенка или нет — по сути, редко реально ставился, это само собой разумелось и рассматривалось как естественный сценарий жизни «нормальных» людей.

— Патриархальная модель общества.

Главы | Власть и полОтрывок из книги «Антропология пола» антрополога Марины Бутовской о политической власти на ранних стадиях развития общества


— Да, и в зарубежных странах в 80-е годы эта модель сохранялась в сознании у людей, и многие ученые ее исследовали. В 90-е годы эта модель начала сильно трансформироваться, в настоящее время в крупных городах России, например в Москве, мы наблюдаем такие же тенденции. Уже не так однозначно воспринимается роль матери. Проведен ряд исследований, показывающих, что женщины, которые по каким-то причинам, по собственному желанию ли, по биологической невозможности ли, не стали матерями, достигают того же уровня счастья, осмысленности жизни и могут жить полноценной жизнью, не имея детей. Раньше эти вопросы не поднимались так часто и масштабно, тем более на научном уровне. То есть, если посмотреть шире, процессы эмансипации дошли от обсуждения права женщины участвовать в политической, социальной жизни до права управлять своими биологическими, природными функциями, быть хозяйкой своего тела и жизни.

— Это связано с повышением уровня жизни. Можно проследить причины, почему так произошло?

— Причин очень много. Это связано с изменением роли женщины, с уравниванием прав и возможностей и в целом с расширением возможностей, которые предоставляет любому человеку современный мир.

Существует теория второго демографического перехода, согласно которой демографический спад проходил в два этапа. На первом этапе люди еще не были слишком обеспечены, и они решили, что если рожать детей меньше, то родившимся детям можно дать больше, ресурсов на каждого ребенка станет больше. Так и вышло, дети стали получать лучшее питание, образование, уровень жизни повысился. На втором этапе, когда люди освободили не только материальные ресурсы для своих детей, но и появилось больше времени, они обнаружили, что можно тратить свое время интересно. Допустим, женщина родила не 10 детей, а 2–3 детей, их легче вырастить, прокормить, у нее освободились руки. Она в свободное время может заниматься чем-то своим, например работать частично. И в этот момент начал происходить второй демографический переход, когда ценность детей стала меняться. У женщины стали появляться важные интересы вне дома и воспитания детей, открываться возможности для самореализации, появились ценности, конкурирующие с детьми. И появились социальные условия, в которых такие сценарии жизни стали считаться приемлемыми.

— Вы сказали об исследованиях, что психологи замеряли уровень счастья, который оказывался одинаковым у людей с детьми и у людей без детей. Так называемый «парадокс родительства». Расскажите про исследования.

Трансформация детстваФилософ и культуролог Виталий Куренной о концепции Нейла Постмана, отсутствии секретов и обществе знания

— Это интересный феномен, который выявили европейские исследователи. В 2010 году было проведено большое исследование по сравнению и выяснению связей между мотивацией, уровнем счастья и родительства. Две гипотезы, которые проверяли ученые, состояли в том, что, во-первых, человек испытывает сильное ощущение счастья, когда реализует важные, базовые, как говорят психологи, мотивы. Вторая гипотеза была о том, что, когда он достигает цели и испытывает счастье, само состояние счастья стимулирует, мотивирует к тому, чтобы достигать чего-то еще, хотеть чего-то еще. Такая сильная взаимосвязь между мотивацией и счастьем. Были исследованы разные цели, достижения, и выявили, что только родительство, появление детей выбивается из этой системы. Стремление к появлению детей очень распространено в обществе, и достижение этой цели сначала делает человека счастливым, но затем отмечается резкое падение субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и ослабление состояния счастья. Эти результаты подтвердились во многих исследованиях. И есть два объяснения этому факту.

Во-первых, очень много физического дискомфорта испытывают родители в первые годы жизни ребенка: недосыпание, усталость, обеспокоенность. Часто падает уровень материального благополучия, так как женщина перестает работать. С третьей стороны, как ни странно, с появлением ребенка, бывает, портятся отношения между супругами. Этому подвержены те пары, у которых до рождения ребенка были близкие к идеальным отношения — у них настолько все гармонично было между собой, что вторжение третьего человека вносит дисбаланс в систему. Также возможно разрушение части социальных связей, профессиональных, так как семьи с детьми и семьи без детей имеют разные интересы, и, бывает, дружеские отношения портятся. Это все ряд минусов, который может повлечь за собой рождение ребенка. То есть появление детей часто препятствует удовлетворению базовых биологических и психологических потребностей родителей. И в одном исследовании выявили, что женщина это все предвидит. Как сказал автор этого исследования: «Мужчина ожидает появления идеального ребенка, а женщина — реального». Поэтому неудовлетворенность у мужчин тоже сильно падает, даже несмотря на то, что он не выключается из профессии и не так сильно его вроде бы эти заботы касаются. Рассогласование его ожидания и того, что он получает, все равно происходит.

С другой стороны, парадокс не был бы парадоксом, если бы не содержал противоречия. Одновременно со снижением ощущения благополучия возрастают другие показатели, связанные с ощущением счастья, — ощущение осмысленности жизни, ощущение наличия целей в жизни. Есть версия, что те методики, которые сейчас используются психологами в исследованиях, не позволяют «поймать» такие тонкие человеческие переживания, как осмысленность жизни, например. Как сказал один исследователь, «возможно, одна минута в жизни, когда ребенок бежит к тебе навстречу с улыбкой, компенсирует 100 минут уборки за ним, разбитые вазы, бессонные ночи и так далее». То есть здесь играют большую роль некоторые уравновешивающие и балансирующие психологические моменты.

— Мы говорили об образе родительства и том, как он меняется в обществе…

— Да, и я могу процитировать дословно те описания, которые давали люди в 80-х годах. Считалось, что мать — это самоотверженная женщина, получающая удовольствие от воспитания ребенка и интуитивно чувствующая его потребности. Причем этот образ в сознании людей считался несовместимым с женской сексуальностью и активной работой. Классическая женщина-мать. Отец воспринимается как добытчик, который не имеет желания и способности воспитывать ребенка, хотя и составляет основу семьи, но держит от нее дистанцию. И сейчас есть определенные общественные, социальные группы и в целом более традиционные общества, в которых эти представления сохраняются в большей или меньшей степени.

— Это образы, которые сами родители описывали?

FAQ: Гендерная идентичность и адаптация6 фактов о мужских и женских социальных признаках, стратегиях поведения и хромосомных аномалиях

— Да, мужчины и женщины. Причем в 80-е годы в основном изучались мужчины и женщины, которые уже имеют детей и родительский опыт. Сейчас же активно изучаются люди, которые только собираются их заводить: особенности их мотивов, внутренних барьеров и т. п. Например, отмечается сильное рассогласование по поводу планируемого и реального количества детей. В Европе опросили тысячу людей детородного возраста, которые еще не имели детей, на предмет того, как они думают, сколько они хотят родить детей в течение определенного периода жизни. И эта цифра всегда была завышена по сравнению с той, что давалась этими же людьми через несколько лет, которые впоследствии рожали. У людей есть представление о том, что они хотели бы много детей, а когда появляются реальные дети, то они могут очень сильно корректировать планы родителя относительно нового потомства.

Если говорить об образе нового родительства, то он в первую очередь подразумевает равноправное участие отца и матери в воспитании ребенка. Во многом это связано с активной профессиональной позицией женщины. Во многих исследованиях, действительно, была выявлена обратная взаимосвязь между уровнем образования женщины и количеством детей (то есть чем образованнее женщина, тем меньше детей она заводит). Однако, чтобы просветить не очень далеких людей, видящих в женском образовании угрозу вымирания России и мечтающих снова посадить женщин за вышивание крестиком и варку борща, скажу, что эта связь не такая однозначная. Она очень сложная. В других исследованиях было хорошо показано, что высшее образование не влияет на желание женщины заводить детей, просто женщина откладывает возраст, в котором она может завести ребенка, возраст рождения первого ребенка сдвигается. И, естественно, чем позднее женщина рожает, тем меньше последующих детей она может успеть родить. У всех людей есть представление о предельном возрасте рождения, то есть позже какого возраста они уже заводить детей не могут или не должны. Эти представления сильно влияют на репродуктивное поведение.

Кроме того, женщины с одним высшим образованием и более вовсе не утрачивают мотивы заведения детей, просто у них сама структура мотивов меняется. На первый план выходят не биологические мотивы типа продолжения рода, а личностно-психологические: «Что для меня значит конкретно этот ребенок?», «Почему я хочу ребенка?». И женщины дают ответы на эти вопросы: хочу, чтобы моя жизнь и жизнь моей семьи была более насыщенной, разносторонней и счастливой, у меня накопился жизненный опыт, который я хотела бы передать своему ребенку, хочу сделать наши отношения с супругом более полными, хочу развиваться как родитель. И, по-моему, это прекрасно.

— В Европе и в Америке люди стали рожать позже. Но в России это воспринимается как ненормальность. Есть стереотип, что женщина должна успеть родить до 30 лет. Есть даже термин «старородящая».

— Сдвиг по возрасту происходит и в России, в крупных городах, например в Москве. В провинции все так же рожают раньше, чем в Москве. Тут работает все тот же сдвиг ценностей — женщина хочет успеть сначала сделать карьеру, упрочить свое материальное положение, самореализоваться. Не только женщина, но и пара в целом принимает решение завести ребенка при определенных условиях (не только материальных, но и психологических), на создание которых нужно время. Так, в 2000-х годах в Европе проводили исследование «Евробарометр» и выявили, что молодые европейцы одним из важных факторов для заведения ребенка считают стабильность партнерских отношений. Необязателен официальный брак, важна стабильность в отношениях и поддержка от супруга.

— Что можно сказать о предельном возрасте родительства?

— Предельный возраст родительства тоже изучался в европейских странах и составляет 41,7 лет для женщины и 47 для мужчины. В России я не знаю такой статистики. Думаю, что у нас возраст будет меньше. Гипотез о том, почему так, может быть несколько. Я в данном случае не претендую на профессиональность позиции, это скорее мое житейское соображение, но мне кажется, что в связи с лучшей медициной за рубежом более безопасно рожать в позднем возрасте, чем у нас. Плюс особенности культуры, традиции и ориентация на семейные ценности тоже сказываются.

— Как меняется отношение общества к смене парадигмы родительства? Интуитивно кажется, что в России с этим все не очень хорошо. Существуют ценности, модели, которые при нарушении вызывают негативную реакцию у большей части общества.

Главы | Женская повседневность как предмет истории повседневностиОтрывок статьи доктора исторических наук Анны Беловой из сборника «Российская повседневность в зеркале гендерных отношений» под редакцией Н.Л. Пушкаревой

— Один из мотивов родительства — это фактор соответствия ожиданиям окружающих. У каждого человека есть такая группа людей, мнение которых он ценит и уважает. Психологи эти группы называют референтными — это те люди, на которых мы ориентируемся в жизни и соотносим с их мнением свои поступки: одобрят или не одобрят, даже если мы не спрашиваем об этом их напрямую. Очень часто мотивом заведения детей является присутствие детей в семьях друзей, знакомых, постоянные намеки родителей на то, что «подходит» возраст. Я консультирую разных людей, и довольно часто молодые женщины в возрасте от 25 до 30 лет говорят, что испытывают очень сильное давление от матерей по этому вопросу. Мамы сильно беспокоятся оттого, что дочь не замужем и у нее нет детей к определенному возрасту. Мамам дочерей, а часто и сыновей, кажется, что это главное условие счастливой и правильной жизни их детей, и они настойчиво толкают их к этому счастью. И это, безусловно, сказывается на принятии решения будущим родителем. Хотя это не покупка вещи, это рождение ребенка, это на всю жизнь, тем не менее и такое важное решение может быть принято, исходя из мотива следовать представлениям других людей о том, как правильно жить.

— Вам не кажется, что становится модным осмысленное родительство, о чем можно судить по социальным сетям, в которых создается огромное количество групп мамочек, огромное количество курсов для молодых мам? Существует много модных заведений, куда обязательно нужно ходить с детьми. Прокомментируйте это.

— Это интересное явление, которые мы с коллегами изучали. Моя коллега Мария Данина совместно со своей дипломницей проанализировала большое количество интернет-форумов и восприятие молодыми мамами той информации, которая есть на этих форумах.

Если в целом комментировать это как явление, действительно, это, может быть, мода. Мы не можем списывать со счетов эффект заражения: слингомамы, слингопапы и так далее. Если копать более глубоко, есть этому даже эволюционное объяснение. Исследования, которые выявили парадокс родительства, пытались найти именно эволюционное объяснение таким фактам. Это привело к интересным выводам, которые связаны со сравнением того, как раньше воспитывались дети, в те времена, когда люди жили плотными общинами, и того, как сейчас. Раньше нагрузка от воспитания ребенка была более равномерно распределена между членами этой большой общины. Сейчас молодые люди стремятся жить отдельно от родителей, и с рождением собственных детей особенно тяжело приходится неработающим матерям. Молодые мамы фактически заперты в четырех стенах и 24 часа в сутки находятся с ребенком. С появлением интернета они получили возможность искать поддержку и общение среди людей в сообществах, которые их понимают и находятся в том же самом положении. Таких интернет-ресурсов много, на них мамочки общаются от момента зачатия ребенка и, бывает, до того момента, когда ребенок идет в школу. Они знают друг друга, иногда общаются офлайн и получают мощную эмоциональную поддержку.

— Скорее, я имела в виду, что появляются в этом новые интонации, что иметь детей становится модным. В детей надо вкладываться. Ребенок становится неотъемлемой частью социума, группы, в которой находится мама. Раньше родители оставляли детей дома, а сами уходили. А теперь совместные вечеринки становятся нормой. Почему сменилась эта интонация? Может быть, мы опаздываем по отношению к Европе. Мы можем сказать, что там бум материнства уже был?

— Безусловно, в Россию очень часто все приходит из-за рубежа. Те же слингомамы не наше изобретение. Списывать все просто на моду — это поверхностно. Этому есть более глубокие объяснения. Я думаю, что здесь срабатывает эффект маятника. В 50–60-е годы в садик отдавали детей после 1,5–2 месяцев, так как женщине не полагался отпуск по уходу за ребенком. Возможно, подросли молодые родители, которые хотят дать детям то, чего у них самих не было. Это один из возможных вариантов.

— Изучают ли психологи эти социальные группы? Является ли это предметом исследований?

— Я не знаю о таких исследованиях. Может быть, нас услышат сейчас какие-нибудь психологи и будут изучать. А серьезной научной литературы мне не встречалось на эту тему.

— Можно ли проследить этапы развития мотивации к заведению детей?

— Поскольку мы говорим о том, что осознанность родительства растет, то на первый план выходят социальные и личностные мотивы. Этот момент очень интересен и отмечается не только во времени (как раньше было и как сейчас), это еще отмечается в разных группах людей. Как принимаются решения? Какие мотивы выходят на первый план? С ростом благосостояния, когда уже не приходится заботиться о выживании, на первый план выходят осмысленные и осознанные психологические мотивы, родительство становится предметом выбора и самостоятельного принятия решения, а не следования зову природы или социальным стереотипам.

Правда, не надо думать, что среди этих мотивов все сплошь зрелые и ответственные. Существуют, например, мотивы полезности в заведении детей. Это утилитарные мотивы, мотивы пользы от ребенка, как бы это грубо ни звучало. Иногда люди заводят ребенка для какой-то конкретной цели. Чтобы было кому подать стакан воды, например. Чтобы в старости была поддержка и помощь. Чтобы передать наследство в свои руки. Были исследования и таких мотивов, и они показали, что в старости от сыновей родители получают чаще материальную поддержку, а от дочерей — эмоциональную. Было также исследование, в котором сравнивали семьи с разным количеством и составом детей. Пытались найти оптимальное сочетание количества детей и пришли к выводу, что девочка и мальчик — это, действительно, оптимально в отношении получаемой родителями поддержки в старости. Вторая девочка или второй мальчик в семье из трех детей в этом смысле большой роли не играет. То есть вычислили, если подходить прагматично, оптимальное количество и состав детей с точки зрения этих утилитарных родительских мотивов.

— Меняется ли образ отцовства в психологии родительства?

— Да, меняется. Образ отца меняется в сторону большего его участия в жизни ребенка.

— Какие причины могут этому способствовать? Многое ли изменилось?

Главы | Сексуальные привилегииОтрывок из книги «Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов» нидерландского приматолога и этолога Франса де Валя

— В связи с тем, что изменилась социальная роль женщины, социальная роль мужчины тоже терпит некоторые изменения. Это подразумевает большую гибкость в восприятии роли каждого члена семьи. Есть такой термин — фемининность. У некоторых мужчин она проявляется в склонности и способности к ведению хозяйства, воспитанию детей, и они с удовольствием этим занимаются. Если в более традиционных обществах это не поощряется, осуждается и очень часто блокируется, то сейчас такая модель семьи, где женщина является добытчиком, а мужчина ведет хозяйство, вполне приемлема. Образ такого отца существует, о нем уже можно говорить вслух, его принимают. Понятно, что он не так широко распространен, как традиционный, но он тоже есть. И в этом наблюдается динамика.

— Что будет с образом родительства в будущем?

— Очень сложно сказать наверняка. Скорее всего, если общество будет развиваться по либеральному пути, то тенденция будет заключаться в увеличении разнообразия, если не будет идеологически навязываться определенная модель материнства, отцовства, родительства, семьи. Если дать некоторую свободу, то проявятся очень разные модели отцовства и материнства. Например, сейчас распространяются идеи чайлдфри: мужчина и женщина, которые создают семью, но при этом сознательно отказываются быть родителями, принимают такое решение на всю жизнь. Это сейчас на уровне общественного мнения не поощряется, даже часто осуждается. Те, кто этой позиции не понимает, рассуждают так: многие люди платят огромные деньги для того, чтобы родить детей, а кто-то берет и отказывается от такой возможности добровольно, это же против природы! Но это тоже модель родительства, точнее, не родительства, и она тоже имеет право на существование. Если вдуматься, много ли счастья будет ребенку от рождения и жизни с людьми, которые детей не хотят? Другая модель родительства — одиноких родителей. Есть штамп «родитель-одиночка», и за ним стоит негативный оттенок. Родитель-одиночка вызывает жалость, дети воспринимаются как растущие в неполноценной семье. Хотя очень часто ребенок, который растет со счастливым, но одиноким родителем, гораздо комфортнее может развиваться в такой семье, чем если бы он рос с мамой и папой, которые постоянно конфликтуют и скандалят. Человеку как существу не только социальному, но и биологическому досталось очень много биологических программ поведения. В процессе эволюции кому-то досталась модель поведения на устойчивое партнерство, рождение и воспитание многих детей, она может подкрепиться опытом родительской семьи, а кому-то досталась другая программа, а кому-то — негативный пример собственных родителей, и все это скажется на модели родительства у конкретного человека. Мы все очень разные, и это нормально и хорошо. Есть, например, люди с особой моделью поведения, которые, накопив достаточно ресурсов, хотят кому-то их передать, но делают это на достаточно позднем этапе своей жизни, прожив большую ее часть без семьи. Этот человек может усыновить ребенка в зрелом возрасте и вложить в него всю свою любовь, душу и опыт. Это тоже вариант родительства. В нашей стране до сих пор болезненным является вопрос об однополом родительстве, хотя ученым и просто просвещенным людям уже давно ясно, что шарахаться от этого нельзя, что такие семьи есть и имеют право быть наравне с остальными. Думаю, если обобщить все сказанное, то будущее моделей родительства можно описать несколькими главными словами: осознанность, ответственность и разнообразие.

кандидат психологических наук, заместитель директора по науке ФГНУ "Психологический институт", заведующая лабораторией научных основ психологического консультирования и психотерапии
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • Тимофей

    «Уравнивание» социальных ролей — это миф. Никого уравнивония быть в принципе не может. Может быть только замена. Что несомненно приведет к отрицательным последствиям похуже демографического кризиса.
    Уравнивание социальных ролей может существовать только у видов, обладающих бесполым размножеием. Массовая замена социальных ролей приведет в последующим только к социальной и эволюционной катострофе.
    Самец является новатором генофонда. Самка — хранителем генофонда.
    Биологически, у двуполых видов, самка исполняет поддерживающую функцию (для всего вида). Самец же является эволюционным (а, как следствие — социальным) авангардом.
    Прежде чем начинать исследование взаимодествия полов неплохо было бы узнать для чего полы существуют впринципе.

  • Игорь Клейнер

    » Вы сказали об исследованиях, что психологи замеряли уровень счастья, который оказывался одинаковым у людей с детьми и у людей без детей. Так называемый «парадокс родительства». Расскажите про исследования.»

    Автор искажает действительность, есть исследования, где показано, что уровень счастья больше у родителей, а есть исследования где показано, что уровень счастья одинаковый.

    Более того в более поздних работах, ученые уже анализирует какие факторы более влияют на уровень счастья у родителей, а какие менее.
    http://psycnet.apa.org/index.cfm?fa=search.displayrecord&uid=2014-03896-001

  • Татьяна Савельева
  • Milla Basma

    У любимых детей не бывает неполноценных семей, бывают только семьи необычные. http://www.womaniq.com/rastit-rebenka-bez-muzh/

  • То есть гены самок не умеют мутировать?

  • Мирослава Мирошник

    Статья отличная, главное, что мне понравилось, что все построено на исследованиях. Я понимаю, что все очень неоднозначно, но это важная и интересная тема, которая дает возможность по-новому рассмотреть семью. Мне очень ложится мнение автора, и очень нравится, что нет склонения в какую-то сторону, нет категоричности. Спасибо.

  • Аня Романовская

    Почему всегда такое презрение к борщу и вышиванию крестиком в статьях про семью. Мы должны жить без борща или борщ самореализующиеся в офисах и науке женщины должны варить его по ночам, когда дети спать лягут. Или мужики по ночам варить должны. Или поочередно ? но тогда как в Швеции оба до 4.30 должны работать и дорога минут 15 занимать. Или у всех должны быть домработницы из стран СНГ которые не в счет те днем варят вам, а нос ю себе но в статистику не попадают. Или мы в ресторанах все будем заказывать. Почему работа по дому и дома так стигматизируется. А вот на заводе смену отработать это круто. Карьерный рост он не для всех, директор на заводе один, а все остальные отпали чтобы прокормиться хотя возможно с удовольствием вышивки крестиком и варили борщи. Я понимаю, что трудно от личных установок абстрагироваться, но ведь вы, уважаемая автор решили самореалировываться в науке! А лезут штампы про борщ и подобное . Да непривычно а от этого и неприятно менять свой образ жизни и несколько месяцев а то и лет ‘сидеть 24 часа в четырех стенах’. А вам не кажется странным, что такая естественная вещь как рождение ребенка так кардинально меня образ жизни молодой женщины и вызывает подобное восприятие у нее. Я вижу основную проблему сидения дома с борщом и вышивкой не в отсутствии самореализации тк это во многом навязываемые обществом ценности, а в экономического незащищенности женщины, отсутствия у нее непрерывного стажа в относительно высокооплачиваемой профессии , что маргинализирует ее в случае если муж не може ее содержать и она вынуждена идти на низкооплачиваемую работу уборщицы и тп . А то что женщина воспринимает дом как тюрьму где она сидит ‘ в стенах’ еще раз скажу смущает . Дом это поле деятельности не менее достойное чем конвейер завода. Все интересное вовне а не внутри? Да подросток ессознательо мечтает вырваться из родительского дома, социализироваться, общаться со сверстники. Но теперь дом ваш и ваши сверстники могут придти к а в гости со своими детьми . Вы с ребенком модете пойти гулять и в магазин ив торговый центр. Можете попросить друзей или соседей или няню или родственник присмотреть за ребенком и пойти в кино или в театр или куда вы там ходили и много ли ходили, работая полный день?…..

    Опубликовано материалов
    03586
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    12 529
  • 2
    ПостНаука
    4 019
  • 3
    Михаил Соколов
    2 543
  • 4
    Андрей Цатурян
    2 419
  • 5
    Татьяна Тимофеева
    2 407
  • 6
    Роман Бевзенко
    1 439
  • 7
    Сергей Афонцев
    1 408
  • Новое

  • 4 019
  • 692
  • 2 407
  • 1 408
  • 1 439
  • 2 543
  • 12 529
  • 2 419