Главы: Музыка на работе

Отрывок из книги «Мы — это музыка» психолога Виктории Уильямсон о музыке, которую надо слушать в офисе, чтобы повысить свою производительность

flickr // Vesna Tiricovska

Совместно с издательством «Манн, Иванов и Фербер» мы публикуем отрывок из книги «Мы — это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом» доктора психологических наук Виктории Уильямсон, которая специализируется на исследованиях психологии музыки и музыкальной памяти. Книга посвящена влиянию музыки на наш мозг в разных ситуациях и разные периоды жизни.

По-моему, самое важное в музыке — ощущение ухода от реальности.
Том Йорк

Большинству приходится трудиться основную часть жизни, чтобы зарабатывать на эту самую жизнь, обеспечивать себя, близких и свое будущее. В культуре всех стран работа всегда была неотъемлемой частью жизни человека.

Порой она бывает в тягость. Может быть, вы один из тех счастливчиков, кто обожает свою работу; но и у вас случаются дни, когда необходимость что-то делать действует на нервы. Тогда мы ищем способы смягчить негатив и скрасить рабочее время с его трудностями. Есть прекрасный и доступный для всех возрастов способ сбежать от скуки и стрессов — музыка.

Музыка сопровождает физическую работу уже сотни, если не тысячи лет, выполняя многие функции: синхронизирует движения, создает социальные связи, развеивает монотонность и способствует общению. Во множестве культур и языков существуют традиции рабочих песен, включая военные марши, песни матросов, крестьян и промышленных рабочих, песни ковбоев. Прекрасный пример — венесуэльские рабочие песни (такие как Cantos de pilón): эти традиционные народные мелодии часто поются как сопровождение монотонных действий — доение коров, сбор урожая кофе или производство кукурузной муки.

Рабочая музыка способна занять наш ум, повлиять на восприятие времени и поднять настроение. Благодаря всему этому музыка — идеальный аккомпанемент для физических заданий и дел, не требующих большого внимания, которые иначе стали бы изнурительными и скучными.

В 1940-е проводились исследования музыки на фабриках. Эти первые психологические изыскания по воздействию музыки на реакции рабочих привели к современному спору о том, должен ли быть доступ к музыке на работе: какова польза от возможности включать мелодии, работая за столом, занимаясь доставками или готовя еду, и композиции какого типа мы должны слышать? Правда ли, что это положительно влияет на производительность?

Использование музыки не ограничено отдельными рабочими местами, а часто встречается и на торговых предприятиях, и в общественных местах: магазинах, барах, ресторанах, автомастерских, аэропортах… — почти всюду, где мы за что-то платим, нас окружает музыка. Почему ее включают в магазинах и кафе? Как она влияет на наше поведение в этих местах? Мы действительно легче тратим, быстрее ходим или больше съедаем?

muz

История музыки на рабочих местах

Первые психологические исследования воздействия музыки на рабочих проводилась еще во время Второй мировой войны, когда современный промышленный конвейер, успешно запущенный Генри Фордом, положил начало эпохе массового производства. В этот период — до широкого распространения автоматизированных систем обработки — на поточной линии приходилось выполнять много однообразных, утомительных, но обязательных действий, требовавших человеческой зоркости и точной руки.

К сожалению, наш ум не приспособлен часами выполнять одну и ту же последовательность действий; неизбежные результаты такой работы — скука, вялость и отвлечение внимания. Прекрасно зная об этом, руководители фабрик начали искать способы увеличить активную производительность (повышенная скорость и/или больший объем продукции) и минимизировать ошибки, случающиеся на конвейере. Одним из предложений было изучить, как подействует на работников звучащая в цехах музыка.

По указанию британского правительства ближе к концу Второй мировой войны на военных заводах стали включать музыку: одно из первых исследований было проведено на фабрике пиротехники. По его результатам (как и в нескольких опубликованных позже работах) был обнаружен небольшой (около 10 процентов), но существенный рост показателей производительности в сопровождении музыки по сравнению с тишиной.

В чем уникальность человеческого мозга?Молекулярный биолог Филипп Хайтович о развитии мозга, неотении и поведенческой пластичности

Как бы статистикам ни хотелось подсчитать каждый изготовленный фейерверк и радостно увязать его напрямую с «производительностью», нужно помнить о непрямых показателях производительности, например самочувствии рабочих. Опрос показал: они чувствовали меньше скуки и усталости в те дни, когда играла музыка. Подобное влияние труднее выразить в цифрах; но ясно, что улучшение самочувствия может способствовать увеличению объема выпускаемой продукции и размера прибыли, так как более довольные работники чаще поддерживают свой коллектив и реже прогуливают.

Каковы причины и механизм возможного влияния музыки на производительность? Мы более углубленно рассмотрим этот вопрос, когда будем изучать психологические особенности восприятия фоновой музыки. Авторы первых исследований называли главные причины, которые могли влиять на увеличение производительности в этом случае: 1) повышение синхронизации ритма, увеличивавшее скорость и, следовательно, равномерность выработки; 2) физические реакции на музыку — пение и движения в такт. Считалось, что это способствовало приливу сил из-за положительного влияния на частоту сердцебиения и дыхания.

Но это наука о человеке, и в ней нет средств, эффективных на все 100 процентов. Важно подчеркнуть, что не всем нравится музыка на работе. До 10 процентов работников предпочли бы тишину, а некоторые исследования показали, что при подобном настрое качество работы из-за нее может пострадать. Чем сложнее работа, тем сильнее вероятность, что музыка будет отвлекать — то есть мешать, а не помогать. Но в целом для простых повторяющихся задач звуковой фон лучше, чем ничего.

С тех пор началось выяснение влияния музыки на монотонные рабочие задания; исходя из моего опыта мытья окон, когда я в молодости работала горничной, подтверждаю, что музыка — бесценный способ занять чем-то ум при скучной физической работе. Но те виды деятельности, которым уделялось основное внимание в ранних исследованиях на производстве, сейчас быстро исчезают благодаря механизации. И поэтому нам нужно также рассмотреть условия, в которых большинство работающих людей проводят по крайней мере часть своего трудового стажа: офис.

Музыка в современном офисе

Нужно ли слушать музыку, работая в офисе? Это стало темой исследования Грэга Олдхэма, который рассмотрел использование стереонаушников в офисном здании многоцелевого назначения в США, где работали представители более чем 30 различных профессий. Олдхэм и его команда четыре недели отслеживали успехи 75 человек, которые приносили собственную музыку и слушали ее в наушниках, и сравнили их с результатами работы 181 человека, склонных работать в тишине.

У группы слушателей музыки были отмечены существенные улучшения результатов труда (по оценке работодателей), оптимистичное мнение о работе (меньше вероятность увольнения), удовлетворение от рабочей обстановки и бодрое настроение, больше спокойствия и энтузиазма.

Основные феномены восприятияПсихолог Мария Фаликман о подходах к изучению восприятия реальности, зрительных иллюзиях и дефиниции понятия «восприятие» в психологии

Но у этого исследования есть очевидный недостаток — его «квазиэкспериментальная» сущность: людей распределяли по этим двум группам (с музыкой и без) не в произвольном порядке. Поэтому трудно прийти к выводу, что именно прослушивание музыки влияло на их реакции. Мы можем лишь предположить, что людям, которым нравится слушать музыку на работе, кажется, что она способствует их производительности и удовлетворению от работы.

Тереза Лесюк задалась вопросом, что будет, если забрать музыку у человека в условиях офиса. Она отследила рабочую деятельность 56 разработчиков программного обеспечения из четырех разных компаний в двух городах. Само исследование проводилось по схеме вмешательства в зависимости от периода: Лесюк отслеживала реакции на музыку в течение двух недель. Разработчики выбирали треки в библиотеке из 65 CD и слушали музыку в уединении кабинок. Затем она лишала прослушивания на неделю, а в последнюю неделю возвращала диски.

В недели с музыкой показатели настроения испытуемых были существенно выше. Без музыки настроение заметно падало, но опять поднялось — когда музыку разрешили. Качество работы также оценивалось как более низкое в «немузыкальную» неделю, и вернувшееся к прежнему уровню, когда музыка стала доступна. Причем участникам требовалось гораздо больше времени на завершение работы, когда у них отнимали излюбленные мелодии.

Хотя в этом исследовании не хватало нормальной контрольной группы, вполне ясно: если люди привыкли к возможности слушать музыку на рабочем месте, ее лишение может вызвать отрицательные последствия, связанные с психологическим симптомом отмены.

Идя дальше, Аннели Берониус Хааке провела первые масштабные исследования, чтобы зафиксировать, как музыка используется в британских офисах и какие чувства это вызывает у служащих. Ее выводы подчеркивают, что у музыки есть много способов повысить производительность и удовлетворение от работы.

Психология решения личностных проблемПсихолог Наталья Кисельникова о понятии «проблема», способностях к решению и профессиональной помощи

Во-первых, Хааке опросила на предмет музыкальных пристрастий 295 человек, работавших в тех офисах, где важную роль играло использование компьютеров. Их профессии относились к областям административной деятельности и менеджмента, а также СМИ и культуры, медицины и образования, науки и техники. Аннели изучила, как именно люди предпочитали слушать музыку и какие, по их мнению, функции она выполняла. Исследователь также расспрашивала, музыку какого типа им нравится слушать в офисе и какие причины (если они вообще есть) отобьют у них желание слушать музыку в этом контексте.

Самыми популярными исполнителями на рабочих местах оказались Arctic Monkeys, Beatles и Джеймс Блант; этот результат отражает британскую выборку. Самым популярным жанром музыки в офисе оказался классический; за ним с небольшим отрывом шли рок, поп и инди. Наименее популярными были названы соул и фанк. Радиостанции также часто упоминались как способы слушать музыку в офисе; большинство первых мест заняли станции BBC.

По словам Хааке, разнообразие стилей подтверждает, что нет стандартной лучшей «офисной музыки». Поэтому будет плохой идеей просто включать мелодии на все помещение, собравшее людей с разными вкусами, предпочтениями и личными качествами.

Участники опроса слушали музыку 36 процентов рабочего времени, используя наушники в 86 процентах случаев. Ни один индивидуальный фактор, включая возраст, пол, уровни стресса или профессию, не прогнозировал подобной привычки. Единственное исключение — люди, находившиеся в стрессе, чаще сообщали, что музыка их расслабляет. Получается, прослушивание музыки в условиях современного офиса — в основном индивидуальное занятие (отсюда наушники), которое каждый приспосабливает под нынешние требования и которое может помочь облегчать стресс.

Хааке провела интервью, чтобы понять, как различные ситуации и мотивации влияют на выбор музыки в офисе. При этом выяснилось, что, по мнению многих, музыка создает «слуховой кокон», изолируя людей от потенциальных источников стресса и давая им ощущение личного пространства в присутствии остальных.

Механизмы самоутверждения личностиПсихолог Наталья Харламенкова о трех стратегиях самоутверждения, типах личности и умении говорить «нет»

Я часто вспоминаю идею кокона, когда вижу, как по лондонскому метро снуют люди в наушниках. Музыка в этом случае дает желанную иллюзию обособленности; она минимизирует звуки, которые издают другие пассажиры, поезда метро, проносящиеся по туннелям, и чемоданы, бьющиеся об эскалаторы. Проведенный Хааке опрос выявил, что этот самостоятельно созданный «музыкальный пузырь» может быть особенно полезным на рабочем месте, потому что не только отсекает звуки, вызывающие стресс, но и заменяет их источником вдохновения и творчества. Музыка помогает сосредоточиться, улучшать выполнение задач и уменьшать отрицательное воздействие долгого рабочего дня на психику.

Справедливости ради нужно рассмотреть и недостатки музыкального сопровождения на работе. Некоторые участники в обзоре Хааке считали, что слушание музыки — проявление непрофессионализма, и воздерживались от этого, когда на них обращали внимание старшие коллеги или клиенты. Эта идея, похоже, лежит в основе ложного представления, что человек, слушающий музыку, не в силах трудиться оптимально. Конечно, в офисе с открытой планировкой важно учитывать мнение окружающих и сосредоточиваться на работе; но стоит признать, что индивидуальное прослушивание может быть полезным. И если отнять музыку у человека, привыкшего к ее присутствию, это, вероятно, принесет больше вреда, чем пользы.

Между возможностями музыки отвлекать или улучшать производтельность — тонкая грань. Главное — понять, что музыка может способствовать работе в определенных ситуациях. Важно делать выбор осознанно. Каждый должен сам понимать, когда музыка помогает, а когда мешает; ради успеха в работе ее нужно слушать с умом.

Полезна ли для работы фоновая музыка

Исследования прослушивания музыки на рабочем месте многое заимствуют из литературы по общему воздействию фоновой музыки, и именно здесь кроются ответы на вопросы, почему и как музыка влияет на нас во время работы. Понимание этого — важный шаг в разработке методов «разумного слушания музыки».

В различных изысканиях, о которых мы поговорим в этом разделе, не очень много внимания уделяется условиям работы. Зато в них изучается вопрос, может ли музыка помочь познавательной или двигательной деятельности в различных областях: учебе, чтении, решении проблем и выполнении повседневных задач (например, управление автомобилем). Что важнее всего, эти исследования проводятся под строгим научным контролем, так что мы можем подробно изучить, как музыка влияет на нас во время выполнения других задач.

В центре изучений — ряд механизмов, напоминающих «эффект Моцарта» (см. главы 2 и 3): психофизиологическая активность, познавательная вовлеченность и воздействие на настроение.

Психофизиологическая активность

Активность ЦНС — понятие широкое, описывающее уровень физического и умственного тонуса в какой-либо момент. Самая цитируемая научная модель, связывающая выполнение повседневных задач с психофизиологической активностью, — это кривая Йеркса–Додсона (Й–Д), выведенная в 1908 году.

Снимок экрана 2015-12-09 в 22.24.42

Эта модель и сопровождающая ее теория постулируют, что «базовый» уровень психофизиологической активности каждого человека находится где-то на этой перевернутой U-образной кривой. У одних людей этот уровень высок от природы, у других — гораздо ниже; верхняя точка кривой — оптимум, при котором мы можем достичь наибольшей эффективности.

Музыка — фактор, способный повлиять на наше положение на кривой Й–Д: повысить его (продвигая нас к оптимуму) или понизить (толкнуть под гору); это зависит от таких особенностей музыки, как сложность, громкость и узнаваемость.

Влияние музыки на психофизиологическую активность — механизм, предложенный для объяснения известного нам эффекта Моцарта, в соответствии с которым прослушивание музыки способно на время улучшать выполнение пространственной задачи. В исследованиях эффективности работы кривая Й–Д часто приводится как важный фактор, объясняющий, почему, например, быстрая и громкая музыка может отрицательно влиять на понимание прочитанного по сравнению с медленной и тихой: больше вероятность, что быстрая и громкая музыка «столкнет» вас с оптимального уровня активности ЦНС и, следовательно, эффективность работы упадет.

Познавательная вовлеченность

5 книг о психологии эмоцийЧто читать о природе эмоций и их роли в нашей жизни рекомендует кандидат психологических наук Наталья Кисельникова

Познавательная вовлеченность описывает уровень внимания, уделенного задаче. Оптимальным для познавательной вовлеченности считается «состояние потока», при котором мотивация сосредоточена
на решаемой задаче, а выполнение задачи оптимизировано. Характерная особенность такого состояния — в том, что мы обычно забываем о времени.

Музыка может содействовать достижению «состояния потока» — частично из-за психофизиологической активности (связанной с вниманием), частично из-за ограничений, присущих нашей системе внимания. Теоретически мы располагаем определенным объемом внимания, которое можем посвятить задачам; пытаясь успеть слишком много, испытываем беспокойство, а уделяя слишком мало внимания, рискуем поддаться скуке. По сути, музыка может поглотить этот избыток — не используемое при простой задаче внимание, которое иначе может вызвать скуку и внезапное желание посидеть в интернете или позвонить другу.

Настроение

Виды воздействия музыки на настроение широко известны (как мы убедились в главе 3 и увидим в главе 6). Применительно к исследованиям эффективности выполнения задач, связи между музыкой и настроением тоже использовались для объяснения эффекта Моцарта: радостная музыка, улучшающая настроение, приводит к лучшему выполнению задач по сравнению с медленной или печальной музыкой, которая угнетает.
Настроение и активность ЦНС часто однонаправленны, но могут и расходиться; например, хорошему настроению может сопутствовать как сильная расслабленность, так и бодрость. Поэтому важно рассматривать и активность ЦНС, и настроение как независимые факторы, на которые может повлиять фоновая музыка.
Эти три фактора: активность ЦНС, вовлеченность и настроение — важны для нашей реакции на фоновую музыку и по отдельности, и в сочетании. «Разумное слушание музыки» можно назвать компромиссом, для которого человек должен измерить свой уровень каждого фактора и затем оценить, что потребуется для выполнения задачи. «Разумное слушание музыки» очень помогает, если с его помощью корректируется один из факторов (или все).

Но даже с учетом всех возможных моментов влияния активности ЦНС и настроения музыка не воздействует на всех одинаково. На нас влияют личные качества, предпочтения и фактор выбора.

Узнал сам? Поделись с друзьями!
    Опубликовано материалов
    03587
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    5 415
  • 2
    ПостНаука
    809
  • 3
    Елизавета Бонч-Осмоловская
    75
  • Новое

  • 75
  • 5 415
  • 809