Что смотреть: «Дилижанс» Джона Форда

Социолог Денис Сивков рекомендует фильм о социальных исследованиях мобильности и сообществе пассажиров

26.02.2016
2 027

В 1939 году вышел вестерн Джона Форда «Дилижанс» («Stagecoach») с Джоном Уэйном в главной роли. Фильм был снят по сценарию, основанному на новелле Эрнеста Хейкокса «Дорога в Лордсбург». Кроме того, на сценарий фильма существенно повлияли два других произведения: «Пышка» Ги де Мопассана и «Изгнанники Покер-Флета» Брета Гарта.

Ревизионистский вестерн

Новаторской работой Форда в жанре были натурные съемки в долине Монументов в Аризоне, — месте, которое после фильма стало визитной карточкой фильмов о Диком Западе. «Дилижанс» является одним из первых ревизионистских вестернов. Во-первых, ревизионистский вестерн пересматривает и отказывается от канонов классического вестерна, инверсируя отношения действующих лиц, смещая смыслы, перенося события в неканонические места, вводя нетипичных персонажей. В этом смысле «Дилижанс» изобилует ревизионистскими приемами. Например, положительными героями в фильме являются преступник и проститутка, а дуэль героя и злодея проходит ночью на темной улице. Во-вторых, ревизионистский вестерн выступает с рефлексией и критикой существующего социального порядка. В этом смысле «Дилижанс» считается попыткой понимания сложных отношений между представителями различных этнических и социальных групп в период Великой депрессии.

В фильме, снятом в долине Монументов, рассказывается о группе пассажиров дилижанса, которая пытается добраться из Тонто до Лордсбурга перед угрозой в лице апачей, сбежавших из резервации и вставших на тропу войны. В дилижансе находятся проститутка Даллас и пьяный доктор Бун, изгнанные из города, преступник Ринго, банкир Гейтвуд, продавец виски Пикок, игрок Хэтфилд, жена майора американской армии Люси Мэлони, шериф Керли и кучер Бак. Герои фильма представляют различные социальные слои, а их отношения — социальные конфликты городской цивилизации первой половины XX века. Образ общества, который предлагает Форд, достаточно сложен. Например, в одном дилижансе находятся два бизнесмена — Гейтвуд и Пикок, но их подход к делу, отношение к власти и незнакомцам различается.

Научный контекст

Главная тема в фильме — случайное, хрупкое и временное сообщество пассажиров, сообщество незнакомых людей, находящееся в становлении, в движении и изменении. Исследование таких сообществ осуществляется в междисциплинарном направлении — в социальных исследованиях мобильностей (social studies of mobilities). Социальные исследования мобильностей также называют «поворотом к мобильности» (mobility turn) и «парадигмой новых мобильностей» (new mobilities paradigm). Появление этого направления было связано с заметным увеличением перемещений людей в глобальном масштабе, с ростом числа пассажиров, туристов и различного рода мигрантов, пересекающих границы национальных государств. Термин «мобильность» используется во множественном числе, так как подчеркивается сосуществование разных видов мобильностей в разных онтологических порядках: физической, социальной, виртуальной и так далее. Также множественное число подчеркивает наличие возможностей перемещения, альтернативных мобильностей и путей.

Английский социолог Джон Урри, стоявший у истоков этого направления, обратил внимание в своей работе «Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия» на то, что общество не может быть статическим объектом, потому что люди и вещи все время перемещаются в рамках определенного места или в глобальном масштабе. Традиционно общество в социологии совпадает с границами национального государства. В этом смысле Джон Урри предлагает отказаться от «социологии социального» в пользу «социологии мобильностей», которая должна стать исследовательской рамкой для всех социальных наук. Социальные исследования мобильности прошли путь от социологического манифеста до зонтика для множества эмпирических исследований, транспорта, интернета, миграции, городской инфраструктуры, туризма, потребления и так далее.

5 фильмов по экономической антропологииЧто смотреть о моральных и иррациональных основаниях современной экономики, рекомендует социолог Денис Сивков

Ключевым термином и понятием в данном направлении является понятие мобильности. В первую очередь предлагается отличать мобильности от горизонтальной и вертикальной социальной мобильности в социальных науках, связанной с изменением положения в обществе, перемещением по карьерной лестнице или во властной иерархии. Соответственно, в социальных исследованиях мобильности делается акцент на перемещении, так или иначе связанном с пересечением границ и изменением положения и места. В широком смысле под мобильностями понимается движение объектов, людей и идей.

Для того чтобы понять, что такое мобильности, необходимо обратить внимание на что-то еще, помимо физического движения. Американский исследователь, географ Тим Кресвелл предлагает для определения мобильности добавить к физическому перемещению репрезентации (смысл) и телесные практики. Мобильность в этом смысле составляет единство этих трех моментов. Действительно, любое движение имеет определенный смысл: оно переживается и демонстрируется как нечто значимое. Кроме того, передвижение может маркироваться как скука, угроза, приключение, тяжелый труд, преодоление, свобода и так далее. Соответственно, мобильности определенным образом кодируются с использованием различных нарративов. Мобильность воплощается в телесных практиках, ощущается и эмоционально переживается по-разному. Одно и то же географическое расстояние совершенно по-разному преодолевается бизнесменом и беженцем.

Сообщество пассажиров

В «Дилижансе», несмотря на ряд традиционных для вестерна сюжетов и сцен: индейцы, кавалерия, салун, дуэль, плохой герой и хороший герой, месть, — главной темой является мобильность. Этот вестерн не эпическо-историческое полотно и не байопик человека, объявленного вне закона, а это фильм о комьюнити пассажиров, о сообществе незнакомцев, которые проводят время вместе в салоне транспортного средства и на станциях, решая всевозможные проблемы и преодолевая трудности. Ключевым моментом в фильме является развилка, когда кавалерия, движимая приказом, оставляет дилижанс. Получается, что в дилижансе не действуют юридические законы и формальные правила. Это сообщество создается снизу, самими пассажирами. Моральный порядок здесь является ситуативным и изобретается заново незнакомыми людьми в тесном салоне дилижанса, который не является ни личным, ни публичным, с помощью различного рода правил и вещей. «Дилижанс» замечательно иллюстрирует, как в практиках и, казалось бы, в незначительных действиях: открыть окно и дверь, уступить место, подать стакан воды, запретить курить и так далее — происходит гомогенизация и гетерогенизация сообщества пассажиров, актуализация и преодоление сегрегационных барьеров.

Еще по теме

  • «Первый троллейбус» (1963), реж. Исидор Анненский: водитель как организатор сообщества пассажиров
  • «Ночь на земле» (1991), реж. Джим Джармуш: отношения водителя такси и пассажиров
  • «Сквозь снег» (2013), реж. Пон Чжун Хо: весь мир — это поезд, а люди — пассажиры в нем
  • Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильностей для XXI столетия. М.: Издательский дом ВШЭ, 2012
  • Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012
  • Adey P. Mobility. London; New York: Routledge, 2010
  • кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии ВФ РАНХиГС
    Узнал сам? Поделись с друзьями!
    • Katerina Fefelova

      В списке «Еще по теме» неправильное название фильма. Ошибочное — «Последний троллейбус», верное — «Первый троллейбус»

    • Denis Sivkov

      Спасибо Вам! Исправили!)

      Опубликовано материалов
      03586
      Готовятся к публикации
      +28
      Самое читаемое за неделю
    • 1
      ПостНаука
      4 907
    • 2
      Татьяна Тимофеева
      2 509
    • 3
      Роман Бевзенко
      1 466
    • 4
      Сергей Афонцев
      1 452
    • 5
      ПостНаука
      734
    • Новое

    • 4 907
    • 734
    • 2 509
    • 1 452
    • 1 466