Как развить творческие способности?

Психолог Владимир Спиридонов о психологии творчества, поиске креативных решений и эвристических стратегиях

18.02.2016
5 388

О том, что надо быть творческим, на протяжении последних 200 лет в Европе не говорит только ленивый. С тех пор как философы-романтики породили идею о творческом гении и она стала массовой, распространенной в самых широких кругах общества, уже никто не сомневается в том, что творческим быть хорошо. В самых разных странах и социальных условиях люди ищут способы, рецепты повышения своей творческой эффективности, не говоря уже о том, что ищут и объяснение самому явлению творчества.

Творчеством в самом широком смысле называют создание чего-то нового, того, что человек раньше не создавал, не видел, не мог помыслить. Существует множество видов творчества: интеллектуальное, художественное, театральное и так далее, — все это подразумевает, что человек создает нечто, чего раньше не было, причем масштабы этого творчества могут быть совсем разные. Новым что-то может быть для него самого, для группы, к которой он себя относит, или даже для всего человечества.

Миф о творческом человеке

Когда речь идет о творческих людях, все понимают разное под этим словосочетанием. Многие представляют себе людей творческих профессий: актеров, художников, ученых и так далее. Однако все в каком-то смысле могут быть творческими людьми, хотя и в разной степени. Все могут, используя имеющиеся у них способности, создавать что-то новое, по крайней мере в рамках собственной жизни.

Задачи и проблемы в мышленииПсихолог Владимир Спиридонов об условиях постановки задач, исследованиях в психологии мышления и методах решения проблем

Часто говорят, что в детстве все более творческие, а с возрастом способность к творчеству уходит. Это не так. Дети в меньшей степени, чем взрослые, связаны всякими социальными нормами, установками и прочими ограничениями, но в целом идея, что дети более творческие, не соответствует действительности. Дети такие же разные по своим задаткам и способностям, как и взрослые. В этом смысле особенных различий нет.

То, что человеку с возрастом все труднее принимать смелые творческие решения, является всего лишь оборотной стороной феномена взрослости, который является базовым для нашей культуры. Взрослый человек — это человек, который учитывает массу условностей и ограничений, от которых все сложнее и сложнее отказаться. То есть в этом отношении врастание в культуру или социум, с одной стороны, дает массу возможностей, с другой стороны, заставляет жить в мире самых разных ограничений.

В последние десятилетия в связи с техническим прогрессом произошла некоторая подмена творческой деятельности поиском информации. То есть для тех случаев, когда раньше люди понимали, что деться некуда и придется приложить некоторые усилия и что-то придумать, «приложить голову» — искать новые идеи, попробовать разные варианты решения и так далее, теперь есть Google, есть социальные сети. Процесс придумывания и выработки хороших креативных решений часто подменяется поиском готового ответа. Помимо того, что чужие решения могут быть непригодны для конкретного случая, это лишает невероятного источника мотивации и просто удовольствия от процесса борьбы с неопределенностью и победы над ней.

Эвристические стратегии

Тем не менее даже в условиях подобных социальных ограничений есть возможность развить творческие способности, хотя и приходится придумывать разные хитрости, которые помогают нам хотя бы временно сбросить набор ограничений, каким-то образом их обойти, ускользнуть от них. Собственно, в этом и заключается прагматическая изюминка такой науки, как психология творчества. Она не только описывает то, что есть, но и старается найти самого разного рода рецепты, которые помогают людям пользоваться своими творческими способностями. В этом отношении, конечно, психология творчества старается быть и реально является практико-ориентированной.

Развитие творческих способностей — процесс небыстрый, в отличие от процесса решения какой-то локальной задачи, с которой можно разобраться за ограниченное время. С творческими способностями так справиться нельзя. Возрастных ограничений в плане развития творческих способностей не обнаружено, однако продуктивнее начать этим заниматься в раннем детстве.

Творческие способности — это собирательный термин для целого «букета» способностей. Можно очень по-разному себя вести, чтобы эти творческие способности развивать. Танцы, рисование, театральное искусство, обсуждение научных проблем, изобретательство — все это в том или ином виде позитивно влияет на творческие способности. При этом, конечно же, есть более специальные приемы и методы. Наиболее известные из них привязаны в нашей культуре к относительно ранним возрастам, когда пытаются развивать креативность у детей и говорят об этом как о развитии общих способностей. Для этого делают вполне хорошо описанные в психологической и педагогической литературе вещи: детей учат работать с разными материалами и искать в самых разных ситуациях какие-то неожиданные новые повороты, какие-то новые связки, новые ассоциации, неожиданные сравнения и прочее.

Для взрослых это значительно хуже прописано и прорисовано. Развитие творчества во взрослом возрасте требует нетривиальных действий, нетривиальных слов, поступков. Любые классические сферы: художественное творчество, театральное творчество, танцевальное, словесные игры, живопись — все это годится в качестве материала, где можно развивать свои творческие способности. Однако очень важно заниматься этим систематически, результата невозможно достичь за 10 минут.

Нет четких методик по развитию творческих способностей, которые одинаково хорошо работали бы в головах у всех людей. Необходимо попробовать разные рецепты, и некоторые из них будут работать, а некоторые гарантированно нет. Определить, что будет работать априори практически невозможно. Нужно попробовать и то, и другое, и третье — это с одной стороны. А с другой стороны, все эти рецепты опираются в самом широком смысле на психофизиологическую природу человека. Есть более удачные моменты для творчества, и для самого себя их нужно уметь видеть. Есть определенные действия, которые помогают вам включиться, «войти» в творческую работу. Действия, которые помогают нам решать задачи, справляться с проблемными ситуациями, называются эвристические стратегии. Их надо знать и некоторыми из них уметь пользоваться. Кроме того, есть ситуации, в которых творчество особенно затруднительно. Этих ситуаций нужно либо избегать, либо уметь их перестраивать и так далее.

Психология творчества

Психология творчества — направление в психологии, которое изучает, как люди, имея тот психологический аппарат, который у них есть, создают новые вещи, предметы, идеи и прочее. Психология творчества, будучи обычной наукой, занимается не практическими рецептами, а описанием того, как устроена окружающая жизнь. Теория творчества ищет механизмы творческой деятельности, то есть психологические механизмы, которые обеспечивают создание новых продуктов, создание новых идей. Соответственно, это такая до некоторой степени нормальная психологическая область исследований, в которой люди ищут объяснения того, как работают действующие в разных головах механизмы, которые помогают или обеспечивают создание нового. Потом, когда эти механизмы становятся понятны, уже отталкиваясь от этого, можно придумывать рецепты, понимать, что мешает творческой работе, а что будет помогать. Но сначала должны быть исследования, поскольку прежде всего нужно описать сами механизмы.

Курс «Психология творчества: как рождаются креативные решения»

доктор психологических наук, заведующий центром когнитивных исследований РАНХиГС, главный научный сотрудник ВШЭ
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • Николай Опарин

    Развитию творческих способностей способствует (простите за тавтологию) диалектическое мышление. Раскрывая противоречивость мира, диалектика раскрепощает мысль. Кроме того, через диалектику разум овладевает иррациональностью, которая составляет существенный момент творчества.

    Опубликовано материалов
    03586
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    12 408
  • 2
    ПостНаука
    3 873
  • 3
    Михаил Соколов
    2 505
  • 4
    Андрей Цатурян
    2 366
  • 5
    Татьяна Тимофеева
    2 336
  • 6
    Роман Бевзенко
    1 412
  • 7
    Сергей Афонцев
    1 367
  • Новое

  • 3 873
  • 649
  • 2 336
  • 1 367
  • 1 412
  • 2 505
  • 12 408
  • 2 366