Что смотреть: «Матрица» Вачовски

Александр Каплан объясняет, чем фильм «Матрица» интересен с точки зрения психофизиологии

08.02.2016
21 128

В длинном ряду художественных фильмов, где авторы теми или иными средствами современного кино — от художественной классики до цифрового киберпанка — пытаются проникнуть в тайны разума человека, совершенно уникальным событием до сих пор является фильм «Матрица». Созданный в 1999 году братьями Эндрю и Ларри Вачовски, в то время известными публике как авторы комиксов и парочки невзрачных триллеров, фильм «Матрица» взорвал массовое сознание людей, уничтожив в нем всякие границы между реальным и виртуальным мирами и поставив зрителей перед безответным вопросом: «А как же все устроено на самом деле?»

Симулированная реальность

В популяризации идеи обратимости виртуального и реального миров братья Вачовски преуспели гораздо больше, чем сам великий Рене Декарт, некогда развлекавший придворную публику головоломкой на тему о том, можно ли действительно доказать, что вся палитра испытываемых человеком ощущений по своему происхождению не есть отражение окружающей действительности, а всего лишь мастерская иллюзия, вызываемая злым демоном.

Сам Декарт, наверное, с трудом верил в возможность создания такого иллюзорного мира, в котором незаметны «швы» между кадрами, разрывы в логике событий и прочие приметы «сделанности» картинки. Проще было полагать, что свой опыт ощущений человек приобретает в непосредственном контакте с реальностью, выслушивая, высматривая, прощупывая ее детали.

И только с появлением «Матрицы» стало совершенно очевидно, что стремительно накапливающаяся компьютерная мощь человеческой цивилизации может в какой-то момент оказаться достаточной, чтобы без всяких демонов симулировать не только «Звездные войны» и «Парки юрского периода», но и самую что ни на есть реальную жизнь человека: от звонка будильника и шипящей яичницы на завтрак до духовных инсайтов и межличностных отношений. Одна только проблема: как этот суперкомпьютер сможет навязать человеку свою симулированную реальность? Ведь, как бы дети ни визжали при виде на IMAX-экране страшных динозавров, они всегда прекрасно отдают себе отчет в том, что это только кино, что динозавр сейчас не выпрыгнет к ним из экрана и что на самом деле они живут не в киношном, а в реальном мире. Эту детскую интуицию и тем более взрослое здравомыслие никогда не обмануть мультимедийными представлениями природы просто потому, что скупыми материальными ресурсами в виде изображений на экране, звуками из динамиков, воздушными струями от вентиляторов и наборами запахов из баллончиков не воссоздать точную копию реальности.

«Нейромант» Уильяма Гибсона

321

Автором литературной основы «Матрицы» Уильямом Гибсоном в его романе «Нейромант» был предложен совершенно новый ход: искусственные реалии природы экспонируются человеку не воздействием на его органы чувств, а посредством прямой передачи в его мозг последовательностей электрических импульсов точно по тем же каналам и в точно таких же кодах, как если бы эти импульсы приходили в мозг естественным путем от органов чувств. И в таком случае у мозга не остается никакой возможности отличить искусственные импульсы, сгенерированные компьютером, от естественных, пришедших от органов чувств, так как он по своей природе привык верить сообщениям от органов чувств. Осталось только синтезировать мегапрограмму генерации электрических импульсов, которые в своей совокупности не просто подменяли бы сообщения органов чувств, но комбинировали бы их в таких композициях, которые создавали бы в голове человека правдоподобный ментальный мир во всем его богатстве вещей, событий и межличностных отношений. Нет предела совершенству математических абстракций, и потому в конце концов, конечно, может быть создана такая мегапрограмма генерации искусственных ощущений, которую в своем романе Уильям Гибсон назвал Матрицей.

Естественный интеллект против Матрицы

Возможно ли, однако, с научной точки зрения существование в голове человека непротиворечивой картины мира и его собственной деятельности в этом мире, когда все, что он видит, слышит, все вкусы и запахи, все его собственное поведение — все это на самом деле есть лишь самодостаточный ментальный мир человека, а не действительный внешний мир? Можно ли себе такое представить: вы гуляете по городу, и все вокруг, что вы видите и слышите, — это не реальные здания, деревья, люди, их мимолетные реплики друг другу, а всего лишь виртуальные объекты в вашем психическом мире? Оказывается, что с точки зрения современной психофизиологии здесь возможен только утвердительный ответ.

Не будучи персонажами Матрицы, мы действительно живем каждый в своем ментальном мире, только созданном в нашем мозгу не однажды, а постепенно, по мере накопления нашего опыта с течением жизни.

Иначе и быть не может, так как информация об окружающем мире попадает в мозг, как мы понимаем, не в виде фотографий, фонограмм и запахов, а все в тех же последовательностях нервных импульсов, в которые превращаются внешние воздействия с помощью рецепторов, покрывающих все тело, находящихся в ухе, сетчатке глаза, обонятельной выстилке носа, мышцах, — словом, во всех тех областях организма, от которых требуется непрерывная сигнализация в мозг. А те зрительные, звуковые и прочие образы, которые у нас в голове буквально «стоят перед глазами» или «звучат в ушах», — это всего лишь вторичные реконструкции, рождающиеся в мозгу на основе имеющегося жизненного опыта. Эти механизмы восстановления субъективных образов из потоков нервных импульсов от органов чувств остаются главной тайной мозга, на которую не посягнули даже авторы Матрицы, остановившись в своих фантазиях на этапе искусственной генерации мириадов нервных импульсов, филигранно индуцирующих рождение психических образов.

Марвин Мински и эмоциональные машиныКак один из отцов искусственного интеллекта реализовал первую нейросеть, основал школу «грязнуль» и изменил наши представления о думающих роботах

Единственным, в чем авторы Матрицы могли бы по-крупному не совпасть с научным представлением о природе психического, могло быть невнимание к необходимости обязательного для воссоздания ментальной картины мира взаимодействия человека с окружающим его миром. Ведь именно в тестировании своих психических образов на совпадение с внешней реальностью возможно адекватное поведение человека в этом внешнем по отношению к мозгу мире. Где это тестирование в Матрице, физическая плоть персонажей которой замкнута в бочках с питательным раствором? И вот здесь проявляется новая особенность шедевра Вачовски — его эвристичность, способность не только в своих персонажах, но и в умах зрителей генерировать новые инсайты. Если вдуматься, Матрица генерирует не только искусственные потоки нервных импульсов от органов чувств, но и пакетные команды к мышцам и ответы мышечных рецепторов якобы работающих мышц и рецепторов от других органов чувств о якобы произведенных человеком изменениях во внешнем мире. Таким образом, Матрица дает возможность своим персонажам постоянно тестировать адекватность своего ментального мира. Только тестирование это происходит не выходя за пределы все той же Матрицы. Получается, что подчиненные Матрице люди приспосабливаются быть адекватными в созданной этой Матрицей иллюзии реальности, потому им уже никак не разоблачить обман разума.

Казалось бы, марионетки Матрицы на всю свою жизнь обречены довольствоваться фальшивой ментальной деятельностью и питательным бульоном в бочке. Но нет, шедевры тем и отличаются от ремесленных поделок, что при ближайшем рассмотрении открывают в себе все новые качества. Так и в «Матрице»: главной интригой фильма является борьба естественного интеллекта с навязываемой ему иллюзией. Способен ли интеллект человека противостоять хозяйничающему на всех его входах и выходах суперкомпьютеру Матрицы?

Это фактически и есть фундаментальный вопрос психофизиологии: способен ли ментальный мир человека распознать чужеродность навязываемой ему виртуальной реальности? Ведь, не подобравшись к главной тайне мозга, к его способности создавать психическую реальность только на основе входных данных, Матрица не в силах напрямую управлять волей человека. Значит, заподозрив что-то неладное на своих входных регистрах, интеллект человека способен выстроить стратегию защиты на основе пересчета входных данных из предположения об их искусственности с последующим тестированием новых гипотез. В результате естественный интеллект человека со своей стороны может начать генерировать на входах Матрицы данные, создающие в ее ядре иллюзию управления ментальным миром человека, постепенно перехватывая у Матрицы рычаги этого управления!

Так и получилось: в момент опасности тысячный рой пуль, которые должны были изрешетить главного героя, был остановлен силой его воли, перехватившей их в буквальном смысле на уровне суперкомпьютерных вычислений Матрицы. Мир может спать спокойно, наука и сценарий братьев Вачовски свидетельствуют, что интеллект человека слишком долго шлифовался эволюцией и настолько хорошо приспособлен для реконструкции именно реального мира, чтобы его можно было так легко обмануть даже созданной злыми гениями Матрицей.

Что смотреть дальше:

В мире кинематографа, пожалуй, нет ничего, что могло бы сравниться с «Матрицей», но можно привести несколько фильмов, которые дополняют фантазии Матрицы, например, в части создания искусственного интеллекта, нейрокомпьютерных интерфейсов, шлемов виртуальной и дополненной реальности, словом, кибератрибутики для естественного разума.

  • «Искусственный разум» Стивена Спилберга (2001) на литературной основе Брайана Олдиса
  • «На крючке» (2008) по мотивам рассказа Стивена Спилберга
  • «Она» (2013) — фантастическая мелодрама режиссера Спайка Джонза
  • «Машина» (2013) — британский научно-фантастический фильм режиссера Карадога Джеймса
  • «Превосходство» (2014) новичка в режиссуре Уолли Пфистера

8, 10, 12 февраля в Академии ПостНауки состоится курс Александра Каплана «Чтение мозга: от «Матрицы» к нейроинтерфейсам». Зарегистрироваться на курс — http://postnauka.ru/events/57955

доктор биологических наук, психофизиолог, профессор кафедры физиологии человека и животных, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • Незнайка

    Да-да, в фильме есть уравнения стремящееся к самостоятельному решению (как цифровые Страж так и люди Нео, Трин, Морф и пр.) и квинтэссенция иллюзий, любовь.
    Первое + второе сделало то, на что ИИ даже в Матрице не способен.
    Даже в совокупе с управляющим логическими решениями (Архитектор) и управляющей интуитивными решениями (Пифией).
    Фильм много сложнее чем тут описано.

  • каким образом, интересно, можно навязать «иллюзию свободы»? наличие свободы / несвободы легко проверяется в жизни. освободить разум, сначала создав саму идею свободы, а затем предложив взамен этой идеи осознанное искажение — невозможно. это по аналогии строить свою жизнь исходя из идеи, что «бог — это преступник», что его намерения плохие и уменьшают вашу релевантность. и любой, кто предлагает вам свободу — преступник, т.к. принуждает вас лично делать выбор и проявлять волю. ничего не напоминает? мне лично напоминает как раз то, чем сейчас занимаются практически все российские сми:)

  • Незнайка

    «делать выбор», вокруг этого весь фильм :).
    Сделаеть выбор который уже предопределен и поэтому в фильме есть подсказка (в фильме навалом подсказок) когда Пифия говорит Нео, «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал.» :).
    Фильм вовсе не о цифровом мире, он о нас и о нашем иносказательно :).

  • делать выбор — это процесс не принуждения, а самоограничения. выбор — это результат обратной связи на многообразие контекстов. это всего лишь стабилизация системы в одном из возможных положений. и машина без проблем может «стабилизироваться». а результаты этого вы видели — читали машинные тексты, например?))

    на мой взгляд, слова Пифии про «твой выбор сделан» означают, что любой выбор, в т.ч. его отсутствие, приведет к какому-либо результату, т.к. работает закон причины следствия (он же карма). и весь вопрос в понимании связей, контекста и целей. потому что в итоге существенно влияют друг на друга не только процесс выбора и результат выбора, но и намерение пользователя на каждом этапе.

  • Незнайка

    Почему нет :). Однако если это отслеживать в контексте сюжета диалога как до так и после этих слов?

  • что изменится? идея про свободу выбора как принуждение к рабству?)) это искажение. освободитесь от этой идеи, и матрица падет:)

  • Inna Garafutdinova

    А еще можно порекомендовать «Тёмный город» (англ. Dark City) Алекса Пройаса

  • Незнайка

    Ну видите, а господин Каплан считает, что Нео силой воли остановил рой пуль «перехватившей их в буквальном смысле на уровне суперкомпьютерных вычислений Матрицы.». Или может в тот момент Системой был переписал статус его математического-Я? Подобное произошло и в последствии, когда он почувствовал, что что то произошло, он стал их чувствовать(вне матрицы?) и в последствии «остановил» волей уже сами машины, поскольку статус в реальном мире так же был переписан на большие полномочия.
    От же штука то какая со статусом в системе, а вы говорите бац и матрица падет)).
    Фильм хорош тем, что позволяет пощупать свои проблемы в восприятии и внимании. На чем можешь акцентироваться и что ускользает. Все как в реальном мире. Ответ был сразу, но воспринять и понять его ресурсов не хватает. Система переопределила статус заранее? 🙂

  • «статус в реальном мире так же был переписан на большие полномочия» — вот это искажение. в реальной жизни не статус переписывается, а возможности растут из-за трансформации организма.

    иначе вы, получается, говорите, что намерения Матрицы было «плохие», но когда он освободился из кокона, то просто попал в Суперматрицу с такими же плохими намерениями? а может это вы просто переносите иллюзию на реальность, сомневаясь в ней и делая вывод, что «бог преступник»?)

  • Незнайка

    Только если исходить из того, что организм это самостоятельное явление в природе, а не набор вечных элементов Системы с временным статусом в локальной подсистеме :).

  • хороший ответ:) но тоже легко опровергнуть — организм и его разум ВМЕСТЕ не могут быть «вечными элементами Системы». с разумом — да, вопрос, прошлые жизни ведь многие вспоминают. только почему обязательно исходить из предположения, что чей-то разум «пересаживают» в новое тело, стирая при этом старую личность?)

  • Незнайка

    Я бы сказал, что подтверждаете, не опровергаете.
    Статус в Системе действительно ограничен в периоде и этот статус определен не телом, Системой.
    Это же самое все вытекает из логики фильма.
    По поводу личности-Я, так ли принципиальна ее неизменность?(И так ли она неизменна). В фильме есть сюжет, когда Нео говорит, «боже, я обедал здесь. Вкусная пицца». Возникает вопрос, в том и этом случае все тоже «Я» или не то же? Как в таком случае выглядит его «цифровое-Я» после его смерти и новой активации с другими разрешениями. Как и что на самом деле такое «Я». Фильм не так прост, хотя реальность неизмеримо интереснее и сложнее :).

  • Сергей

    «Ведь, не подобравшись к главной тайне мозга, к его способности создавать
    психическую реальность только на основе входных данных, Матрица не в
    силах напрямую управлять волей человека.»

    Матрице это не нужно, вообще. Её нужно лишь создать целостную модель реальности, которая будет постоянно подтверждаться повторными запросами человека. Человек сам скопирует эту модель (точнее её часть) в своё создание. И за эту модель он выйти не сможет, ибо для выхода за её границы у него внутри должно быть что-то извне.
    В Матрице именно это и происходит.

    А то, что персонаж в Матрице был способен управлять системой — это уже элементы мистики, ибо можно в своём сознании любые модели строить, но верификация будет однозначна. Это аналог идей на тему о том, что усилием мысли в реальном мире можно изменить законы физики — в Матрице так-же усилием мысли происходит коррекция процессов в электронике. И можно было бы сказать, что у избранного врождённая способность к интуитивному компьютерному взлому, если бы он в реальном мире не проявил физическое воздействие человека на электронику — это уже случай мистики.

    Психология тут вторична. Если ребёнок с детства будет видеть мир лишь из кубиков и информации иного типа он получать не будет — мир будет состоять из кубиков и не более того. Закон физики и всё такое.

  • Yaroslav Samoylenko

    а еще можно посмотреть «Тринадцатый Этаж»

  • Незнайка

    Да, и все же многоуровневая сложность фильма «Матрица» озадачивает, поскольку непонятно зритель кто, на кого рассчитан фильм, во что целились, кто в принципе может воспринять хотя бы половину, не говоря уже о всех уровнях сложности и при этом комплексно, целиком, поскольку тот кто сможет такие фильмы не смотрит, его мозги заняты гораздо более интересными вещами.
    На этот вопрос у меня все еще нет ответа. Возможно не там ищу.
    Со схожим интересом смотрел один еще фильм, «Экзистенция». Выпущен кстати в один год, все тот же 1999.

  • Cosmic Ballplayer

    Перечисленные в комментах фильмы, такие как «Тринадцатый этаж», «Тёмный город» и «Экзистенция» в действительности более близки к обсуждаемому фильму, чем те, что перечислены в статье. Я бы добавил сюда еще один малоизвестный, практически без экшена, но тоже довольно неплохой фильм — «Кодер». Но с «Матрицей» конечно не сравнится ничто, это и правда шедевр, и, несмотря на многократные пересмотры, я до сих пор не могу с уверенностью сказать, что понял его до конца..
    И спасибо за отличный обзор!)

  • alexander xom

    Мозг может распознать подмену только если найдет несоответствие последовательности входных сигналов ранее подававшихся (статистически закрепленным в мозге). Если матрица не допустит таких ошибок, никаких возможностей выбраться из матрицы и усомниться в реальности ее нет. Некая сила воли тут ничем не поможет. Даже если вы представите что-то по другому, чем это происходит (воображение), матрица не станет подавать сигналы в соответствии с этим вашим воображением. С чего вдруг? Изменить же свои ощущения от кожи или глаз вы не можете. Ни сейчас, ни в матрице. Так что «глупости говорите, господа, просто вздор» (с).

  • Незнайка

    В сновидении и не такое воспринимается без проблем как норма :).
    Решение одно — устанавливать в разум антивирусник и файрвол (и это не полностью шутка, а вызревшая необходимость:).).

  • secundus

    Не фильмы, но все же, произведения, повлиявшие на создателей фильма Матрица — Акира (1988) и Призрак в доспехах (1995).

    Опубликовано материалов
    03586
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    12 264
  • 2
    ПостНаука
    3 645
  • 3
    Михаил Соколов
    2 448
  • 4
    Андрей Цатурян
    2 294
  • 5
    Татьяна Тимофеева
    2 256
  • 6
    Роман Бевзенко
    1 384
  • 7
    Сергей Афонцев
    1 327
  • Новое

  • 3 645
  • 598
  • 2 256
  • 1 327
  • 1 384
  • 2 448
  • 12 264
  • 2 294