FAQ: Три определения личности

6 фактов об изменении понятия личности от античных времен до современности

25.04.2014
16 572
Jordan Lloyd

Понятие личности характеризует особый способ человеческого существования, который можно обозначить как несводимость к одной лишь биологической природе. Если понятие «человек» мы используем, чтобы характеризовать биологический вид Homo sapiens, то понятие «личность» обозначает именно несводимость человеческого существа к его биологическому качеству. Споры о том, в чем выражается эта несводимость, идут на протяжении всей истории философии Нового времени.

1. Как и зачем родилось понятие личности

Римское право12 лекций о правовой системе Древнего Рима, отобранных историком права Александром Мареем

Понятие личности (лица) уходит корнями в античность, в теорию римского права, где оно используется для определения предмета правовых сделок. Они могли касаться либо вещей, либо лиц, либо правовых актов. Различие личности и вещи приобретает впоследствии общекультурный смысл. Этим разделением воспользовалась римская грамматика, которая ввела различие между грамматическими лицами в предложении. Отсюда оно было позднее перенято христианским богословием, которое различает три лица божественной сущности. Эти три ипостаси, как говорят в восточном христианстве, характеризуют грамматические роли, в которых выступает божество в священных текстах. И эти роли были обозначены как три лица единой божественной сущности. Все это, однако, лишь предыстория понятия личности.

Rorty, Amelie Oksenberg (ed.): The Identities of Persons. Berkeley 1976

2. Трансформация понятия личности в Новое время

Основная история возникает именно в эпоху Нового времени, в период секуляризации христианского богословия и создания категорий мирской философии. Тогда и возникает вопрос «Что такое человеческая личность сама по себе, в ее самостоятельном бытии?». Определять ее как образ и подобие Божие, как это делало христианское богословие, ― значит сводить ее к какой-то другой сущности. В качестве альтернативы христианскому определению в эпоху Нового времени разрабатывается философское понятие личности. Причем все многообразие различных пониманий можно распределить по трем типам определения личности, которые с некоторыми изменениями используются в философии вплоть до сегодняшнего дня. Эти три типа можно обозначить так: первый ― идентичность, второй ― автономия и третий ― индивидуальность.

Carrithers, Michael et al., (Eds.): The Category of the Person: Anthropology, Philosophy, History. Cambridge University Press. Cambridge 1985

3. Личность как идентичность у Локка

Три определения личностиФилософ Николай Плотников о римском праве, определении Джона Локка и индивидуальности

Первое определение личности восходит к идеям философа Джона Локка. Его можно назвать психологическим или когнитивным. Локк исходил из того, что личностью считается только тот, кто в течение длительного времени может распознавать некую последовательность ментальных состояний в качестве своих собственных. Например, если человек мысленно обращается к тому, что он делал вчера, какие чувства он испытывал, то это означает, что он рассматривает себя сегодняшнего и себя вчерашнего как тождественных субъектов или, как говорят сегодня, он обладает персональной идентичностью. В связи с этим возникает много интересных вопросов, которые обсуждаются в современной аналитической философии. Как быть с теми, у кого нарушена память? Возьмем, например, ситуацию, когда после автомобильной аварии человек полностью забыл, кем он был раньше. Можно ли его рассматривать с точки зрения теории персональной идентичности в качестве личности? Дискуссии об этом активно ведутся в сегодняшней философии сознания, которая, по существу, опирается именно на локковскую модель личности как рефлексивной самоидентификации во времени.

Sturma, Dieter (Hrsg.): Person. Philosophiegeschichte, theoretische Philosophie, praktische Philosophie. Paderborn 2001

4. Личность как автономия у Канта

5 книг о немецкой классической философииЧто читать о самом знаменитом периоде в интеллектуальной истории Европы, рекомендует философ Николай Плотников

Второй тип понимания личности ― это автономия, которая восходит к концепции Иммануила Канта и его представлениям о человеческой личности как о преодолении природной зависимости человеческих поступков. У Канта личность ― это возвышение над своей биологической природой в область свободы. Автономия ― это способность определять свои поступки согласно закону, который человек устанавливает себе сам и который аналогичен закону природы. Если законам физической причинности человек подчиняется в силу того, что он природное существо, то нравственному закону человек подчиняется потому, что с помощью своего разума определяет, как должно поступать. Это «самозаконодательство» разума или автономия составляет основное свойство человеческой личности, по Канту. На эту идею опирается большинство современных этических учений, а также морально-правовая концепция личности, которая развивалась в немецкой классической философии (у Фихте и Гегеля) и играет определяющую роль в современных философско-правовых дискурсах.

Виноградов, В.В.: Личность // Он же. История слов. М., 1994 С. ХХХ

5. Личность как индивидуальность у Лейбница

В XVIII веке в качестве альтернативы предыдущим моделям была сформирована концепция монадологии Лейбница, которая определяет личность как индивидуальность. Если посмотреть этимологию слова, «ин-дивидуальность» ― это то, что неделимо. Это некая монада, которая включает в себя максимум возможных различий. Но при этом каждая монада отличается от всех других монад, от других духовных и материальных субстанций, тем самым несет в себе неповторимую конфигурацию этих различий. Именно это представление об индивидуальной неповторимости, теперь уже применительно к каждому отдельному человеку, достигает расцвета в философии немецкого романтизма. В частности, у Фридриха Шлегеля и Фридриха Шлейермахера это индивидуальность определяется как высшая цель человеческого развития. Отличие от других составляет основную характеристику человеческой личности, поскольку «непохожесть» касается не только внешнего вида или физических свойств, но и духовных качеств. «Неповторимость» является высшей характеристикой личности.

Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге / Под ред. Н.С. Плотникова и А. Хаардта. М., 2007

6. Дискуссии о понятии личности в наши дни

Коллективная идентичностьСоциолог Михаил Соколов о восприятии солдатами войны, националистических движениях и феминизме

Вокруг этих трех определений разворачиваются основные дискуссии о философии личности не только в Новое время, но и в XX веке. В философских дискуссиях современности они продолжаются в рамках философии сознания и этики. Ключевым вопросом этих дискуссий при этом является, могут ли быть эти три понятия совмещены в рамках некоей общей модели. Или они, наоборот, задают прямо противоположные или существенно отличающиеся друг от друга представления о личности, из которых исходят и когнитивная, и этическая, и эстетическая семантика личности? Для современных исследователей этот вопрос все еще остается открытым.

PhD, научный сотрудник Исследовательского центра "Русская философия и интеллектуальная история" Рурского университета (Бохум, Германия)
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • ukusil

    Спасибо! Очень доступно и интересно изложено.

  • Алексей Чаплинский

    «Понятие личности характеризует особый способ человеческого
    существования, который можно обозначить как несводимость к одной лишь
    биологической природе» — очень доступно изложено, дальше можно не читать:))

  • Можно узнать, как определяется личность в нейрофизиологии?

  • Иван Михайлов

    «Эти три ипостаси, как говорят в восточном христианстве, характеризуют грамматические роли, в которых выступает божество в священных текстах.» — это в каком это восточном христианстве так говорят? 0_О В исчезнувшем в III веке модализме? В первом пункте полный сумбур, сначала говориться о римских правовых актах т. е. о термине persona, а вывод делается о таинственном греческом термине ипостась, который обладает своей уникальной историей, и восходит к разделению Аристотелем первой и второй сущности в феномене. Вот что бывает если говоря о восточном христианстве ссылаться на американского исследователя. *facepalm*

    Опубликовано материалов
    03587
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    5 415
  • 2
    ПостНаука
    809
  • 3
    Елизавета Бонч-Осмоловская
    75
  • Новое

  • 75
  • 5 415
  • 809