Риторика

7 лекций филолога Гасана Гусейнова о становлении искусства правильной речи

23.12.2013
62 105
© ПостНаука/ Роман Мельников

Риторика как искусство речи и прикладная образовательная методика возникла в те времена, когда греки еще не знали письменности. Своего расцвета она достигнет лишь через несколько столетий после того, как письмо станет повседневностью, но далеко еще не вытеснит потребность в разнообразной, живой, познающей и организующей речи.

Именно для этих людей и были созданы главные учебные пособия по риторике: диалоги Платона, трактаты Аристотеля и Цицерона, Дионисия и Квинтилиана, записанные речи Лисия и Демосфена, Эсхина и Цицерона. Богатства устного слова мыслились сопоставимыми с неисчерпаемыми кладовыми письма – с целыми библиотеками рукописных, а потом и печатных книг.

Мы живем в совсем другие времена. Сейчас владение хорошей письменной речью является достоянием меньшинства, и доля этого меньшинства неуклонно сокращается. Зато расширяется область постписьменной коммуникации. Здесь признаки устной речи соседствуют с изготовлением карикатур, искусством граффити. Но и люди, практически овладевшие этими новыми навыками, не могут обойтись без искусства риторики. Вот только преподавать этот предмет приходится тоже по-новому: приходится говорить и о том, что на входе в письменно-книжную культуру древности преподавалось отдельно – когда до, а когда и после риторики.

1

Введение в риторику

Филолог Гасан Гусейнов об искусстве правильной речи и рационализации социальных связей
Поскольку риторика есть искусство управления нашим разумом, то и победит в конечном счете разумное, благородное и хорошее. Это представление задолго до Руссо, который скажет спустя две тысячи лет с лишним, что человек от природы добр, присутствует уже в самых ранних представлениях о риторике. Риторика, таким образом, — это рационализация социальных связей.

2

Свое и чужое в языке

Филолог Гасан Гусейнов о душевно-мыслительных процессах, происхождении слов и изготовлении шпаргалок
Культурная традиция и навыки ее изучения и постижения приходят от чужаков, от других, потому что нужен взгляд извне для того, чтобы понять, что происходит внутри. Случилось так, что греки разработали свою систему знания и понимания языка, свою систему обучения довольно давно, можно предположить, что это случилось в VI–V веке до н. э., и греки были народом, который на очень ранней стадии понял, что и они сами, постигая и объясняя что-то, на самом деле обращаются к каким-то другим, нам теперь неизвестным культурным пластам. Они понимали эту гетерогенность культуры.

3

Риторическая рука

Филолог Гасан Гусейнов о первом ораторе, умении правильно мыслить и убедительности речи
Конечно, мы должны понимать, что даже когда речь построена по всем правилам, если заметно, что человек её выстроил по этим правилам, то речь не очень удачная. Смысл, как раз, убедительной речи в том, что она строится как спонтанная, она приходит к некоторому выводу, и этот вывод должен показаться всем присутствующим, с одной стороны, логически вытекающим из всего, что было сказано, а с другой стороны, как экспромт.

4

Свойства философа

Филолог Гасан Гусейнов о бесстрашии, хорошей памяти, сообразительности и великодушии философов
Греческий философ Платон был одновременно греческим филологом, может он был самым великим греческим филологом, потому что он поставил несколько филологических вопросов, которые актуальны до сих пор, и никто не разрешил эти вопросы. Более того, они поставлены в такой форме, что они заставляют каждое следующее поколение с самых первых шагов до последних шагов эту мысль продумывать и додумывать до конца жизни.

5

10 аристотелевских категорий

Филолог Гасан Гусейнов о категориях отношения и действия, категории обладания и универсальности аристотелевских категорий

6

Категория времени

Филолог Гасан Гусейнов о рождении времени, вечности, эпохах и миге влюбленности
Что такое время? Время – это ответ на вопрос «Когда?». Это не длительность, не философская категория. Это ответ на вопрос «Когда?». И его дать иногда очень трудно, потому что на него можно ответить по-разному. Можно сказать «никогда» или «всегда». Вот эти две крайности, «никогда» и «всегда», говорят о том, что время является для нас загадкой и мы всю жизнь пытаемся эту загадку разгадать. До самого конца своего времени. И когда такая бескрайняя загадка стоит перед человеком, перед человеческим обществом, перед людьми, они на этот вопрос дают очень разнообразные ответы.

7

Теория речевых актов

Филолог Гасан Гусейнов о седьмом письме Платона, четырех фазах познания и чтении стихов
А у познания есть две ступени. Одна ступень предварительная, когда мы понимаем, что мы познаем. Но мы еще не понимаем всего этого в целом. И вот на этой первой стадии, говорит Платон, всякий человек сталкивается со словом, с именем, с названием. Он произносит его еще когда он совсем маленький ребенок. Он знает только это название, и знает, что это – есть это. И произносит это название.

доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • Сергей

    Курсу больше подходит название «История риторики», а не «Риторика».

    Опубликовано материалов
    03585
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    10 621
  • 2
    Гасан Гусейнов
    5 616
  • 3
    Марк Юсим
    2 797
  • 4
    Алексей Лебедев
    2 274
  • 5
    Алексей Муравьёв
    2 182
  • 6
    Михаил Соколов
    2 126
  • 7
    Андрей Цатурян
    1 965
  • Новое

  • 1 707
  • 1 134
  • 1 250
  • 2 126
  • 10 621
  • 1 965
  • 1 953
  • 5 616
  • 1 719